Золотой Компас

«За пределами нашего мира есть и другие. Компас укажет дорогу»

Экранизация! Очередная экранизация! Можно уже сбиться со счету, сколько в последнее время на наших экранах появилось экранизированных кинофильмов. Время затишья прошло, у сценаристов кончились «новые» задумки, вот и настало время экранизаций. Экранизируют все: от великого Кинга и до детских писателей, таких как Пулман, Гарсия, Патерсон. Снимать кино для детей в наше время стало не модно, или будет правильнее сказать, что детский жанр, просто перерос в некий новый жанр «детско-взрослая драма с элементами фэнтези». Сегодняшних деток уже трудно чем — либо удивить, а уж их родителей так тем более. Но, чтобы удивить зрителя сегодня нужно пойти другим путем, как, например, сделали режиссеры детского шедевра «Мост в Терабитию», где вместо обещанного фэнтези нас ждал реальный мир двоих деток, их мир, который они придумали! Большинство зрителей были поражены этим кино, так как нестандартный подход вызвал только положительные эмоции и отклики как зрителей, так и маститых критиков.

Филипп Пулман, сразу же скажу, что до появления кинофильма не знала об этом писателе ничего! Но, за несколько недель пришлось наверстать упущенное. Как обычно, во всяком случае, для меня, я сначала смотрю кино, а уж потом читаю оригинал! И в этот раз все было так же, но только с одним но! Кино было просмотрено мной только из-за того, что его выдвинули на кинопремию «Оскар», и в дальнейшем это детское кинотворение получило эту заветную статуэтку, обойдя довольно таки мощных соперников! Просмотр оказался скучным, и к тому же после фильма оставалось столько вопросов, ответов на которые не было в экранизации, пришлось читать первоисточник! После прочтения осталось чувство полного удовлетворения, а вот фильм вызвал еще одну не самую положительную эмоцию: осознание того, что тебя надули!

Экранизации довольно успешных книг или настоящей классики мировой литературы, не всегда, и даже по большому счету очень редко могут держать высокую планку самого оригинала, так как в большинстве случаев получается все наоборот. Кинотворения, снятые по какому либо роману — просто-напросто становятся тенью книги! И от провала фильма ничего не спасает, ни актерская игра, ни звездный состав актеров, ни имя режиссера, ни декорации и спецэффекты, которые могут быть просто «из ряда вон выходящие».

Кинокомпания «New Line» (подарившая нам великолепную трилогию «Властелин кольца») решила побороться или попытаться вновь как-то влиться в «мир фэнтези и сказки». И не долго думая, решила, что помочь им может только детская книжка с недетским смыслом и моралью! Адаптировать такую довольно интересную и неординарную книгу — это огромный риск! Так как книга хоть и детская, но там все так сложно и так идеально переплетено, что для того, чтобы сделать настоящий шедевр, нужно было пригласить настоящего специалиста. Такого сценариста, который бы смог убрать что-то не очень интересное для кино и оставить не тронутым всю сюжетную линию! Но, увы! Есть режиссеры, которые думают, что им все подвластно: написать сценарий, снять кино, подобрать актерский состав и т.д. Вот так, по-видимому, думает о собственной персоне и Крис Вейц, которому не только доверили снимать «Темные начала», но он еще и сценаристом стал! И намудрил, мало того, что он не немножко искромсал «Северное Сияние», так он еще умудрился все монологи подчистую переписать, от чего фильм «просто блещет красивыми фразочками». Что ж, отойдем от книги и забудем, что существует трилогия о похождениях маленькой девочки, которая борется с силами зла! Забыли! вернемся к фильму.

Сюжет у фильма очень неординарный, очень необычный, и это радует. Сюжетная линия, увы, тут пострадала очень сильно, такое впечатление, что когда снимали кино «был дикий шторм» и от этого кино, а точнее сюжетная линия, все время ломается, разбрасывается, и за ней очень тяжело уследить! Если говорить о сюжете фильма, то он прост. Но, это только на первый взгляд, а если начинать немного докапываться до сути, начинаешь понимать, что сюжет выстроен не только вокруг маленькой девочки, но, по большей части, вокруг убеждений, что дети должны быть свободными! Лира — маленькая девочка с норовом мальчишки, живет в сиротском доме. Дружит только с мальчиками, убегает к цыганам… Ну, в общем, как и все маленькие девочки с игривым и резким характером — этакая маленькая пацанка! Она совершенно обычный ребенок, но… Этот ребенок перестает быть обычным в день, когда в ее маленькие ручки попадает «золотой компас», в день, когда она, прячась в шкафу, узнает про «пыль» и помогает Азраилу. В это время Могущественный Магистериум (или просто католическая церковь), пытается помешать Азраилу в его поисках, в его открытиях о «пыли». Но, он не из робкого десятка, и даже зная, что на него будет «охота», все равно отправляется на Север, чтобы доказать Могущественному Магистериуму, что существуют другие миры, и что «пыль» — это и есть тот источник, который помогает передвигаться в разные миры! В это же время некая миссис Колтер приезжает в приют и предлагает Лире отправиться с ней на поиски лорда Азриэла. Лира соглашается, так как у нее есть то, что должно помочь лорду Азриэлу — «золотой компас», который каким-то магическим образом все еще не попал в темные руки Магистериума. Но, миссис Колтер только на первый взгляд кажется доброй и милой, на самом деле она одна из марионеток Магистериума, которая должна во чтобы то не стало отобрать «золотой компас» и не дать Лире двигаться дальше. Но Лира девочка «боевая» она убегает от Колтер, и вот тут начинаются приключения, и совсем не детские приключения. Маленькую девочку впереди ждет много опасностей, но найдутся добрые люди, которые помогут ей в ее поисках, и ее приключения продолжатся…

Все происходит очень быстро, а чего вы ожидали, ведь для столь масштабного проекта времени фильма в обрез, всего то 113 минут экранного времени, вот от сюда и получается вся эта путаница, эта мешанина и беготня от кого-то, зачем-то и для чего-то, уловить все — очень трудно, и многим детям данное кино вообще покажется непонятым, им только понравиться наблюдать за меняющими обликами «demon» (правильнее звучит «демон» или «димон», но в российском прокате этих милых существ нарекли «дэймонами»), за огромными бронированными и небронированными медведями, за дирижаблями, то есть за тем, что любит сегодняшняя детвора, а уж ни как не за самой «пылью», за поисками лаборатории, где детей отделяют от «demon», или за переживаниями Лиры, хотя тут их нет, так как режиссеры сделали из маленькой напуганной, но сильной девочки настоящую машину, которая ничего и никого не боится! Персонажи меняются очень быстро, поэтому очень трудно привыкнуть к тому, что в кадре только секунду назад был некий цыган, а сейчас уже некий «летчик», медведи, ведьмы, магистериум, и опять люди, и их много! И вот когда уже ближе к концу, все эти персонажи сталкиваются воедино и начинается битва добра и зла, то тут уже толком не понятно кто кого, и потом финал… Оборвать его ни на чем – это, конечно, жестоко! Ибо как можно создавать сиквел, когда первая часть закончилась ничем, закончилась банальностью и нелогичностью! И еще более становиться непонятным, почему на столько детскую сказку, смысл которой был полностью отделен от смысла книги (кроме названий!) «наехали» по полной! Я понимаю, что тема религии всегда будет восприниматься очень неадекватно, так как одни чего-то бояться, другие к чему-то ведут, еще кто-то что-то там пророчит, но не нужно же «из мухи делать слона». Да, может в книгах Филиппа Пулмана (особенно во второй) и есть некий негатив, брошенный в сторону религии и ее закрытости, но это только в книге. Если бы люди служащие или работающие на столь могущественные организации, перед тем как начать атаку на фильм, могли бы его для начала посмотреть, то, я думаю, они бы просто ничего не стали обсуждать! Так как в данном кино религиозную тему не просто куда-то задвинули, ее просто искоренили, и получилось, что Могущественный Магистрареум — это все лишь какая-то корпорация, которая не хочет выдавать какие-то очень важные тайны, а хочет, чтобы все было, как и раньше, чтобы все прислушивалась к этому «оракулу» и жили тихо и мирно! Сам же фильм получился средненьким зрелищем, скудным на монологи, скудным на сюжетную линию. Единственное, что не вызывает сомнений, так это спецэффекты, вот тут народ потрудился на славу… Дирижабли, города, медведи, север, лаборатория — все очень гармонично смотрится, а уж маленькие «demon», которые перевоплощаются в различных животных — это просто сказка, наверно после просмотра всем детишкам захотелось иметь вот таких вот славненьких «животных».

Актерская игра, ох ну не знаю, меня Николь Кидман (миссис Колтер) не впечатлила вообще, она все время напоминала мне «Снежную королеву», ноль эмоций, и даже в сцене, где она признается, что она мать Лиры — чувствовалась фальшь и холод этой актрисы. Лира (Дакота Блю Ричардс) напоминала Герду, которая идет на поиски «Кая», но девочка получилась слишком взрослой, слишком уверенной в себе, и какой-то безэмоциональной, ну спасла она мальчика, а глаза такие же «я та, которая спасет всех». Дениэл Крейг и Ева Грин в кадре всего-то минут по пять, так что об их игре мнения вообще никакого не сложилось! Да, актерский состав силен, да все актеры играли, или делали вид, что играют, но бездарный сценарий, увы, не могут вытянуть на себе никакие актеры, даже если они «звезды первой величины».

Вот так и с «Золотым компасом» — «много шума из ничего», много было сказано, много было сделано, много было надежд, но, увы, получилась очередная экранизация, которая еще раз доказывает один немаловажный факт: «Читайте детки книги, мир на бумажных страницах намного интереснее и понятнее, нежели тот мир, что показан на большом экране».

comments powered by HyperComments