Знак беды. Росица

История Росицы в период Второй мировой войны близка по своему трагизму с историями множества сожжённых деревень. Но Росица – едва ли не единственная, не считая самой Хатыни, где память о погибших чтут действительно искренне. Ведь сегодня это место – место религиозного паломничества, куда несколько раз в год приезжают верующие со всей Беларуси и из других стран, чтобы вспомнить своих родных, а также двух священников, разделивших с паствой огненную судьбу.

  • Давняя история Росицы

    Впервые Росица (кстати, местные нередко делают ударение на втором слоге, тогда как приезжие – на первом) упоминается в 1599 году, когда это имение и поселение при нём были проданы владельцем, Давыдом Росицким, самому известному белорусскому юристу в мире – Льву Сапеге. Последний известен главным образом тем, что усовершенствовал первую в мире Конституцию – Статут Великого Княжества Литовского. Для своего времени третья редакция Статута была самым совершенным сводом государственных законов и норм.

    В XVII веке в деревне была возведена деревянная униатская церковь, а веком позднее и костёл (впрочем, нынешний был построен лишь в начале века ХХ. После разделения Речи Посполитой церковь у униатов была высочайше отобрана, разрушена, а  на её месте построена каменная православная. Впрочем, последних в деревне оказалось мало…

  • ХХ век начинается…

    В ХХ век деревня вошла как населённый пункт, где была православная церковь, а при первой же возможности был построен и католический костёл. Правда, власть советов принесла сюда немало бед, а для православной церкви (у которой в деревне и до того было мало поклонников) и вовсе оказалась фатальной. В 1930-е годы, по воспоминаниям местных жителей церковь разобрали на кирпичи… на печи…

    Костёл в этот период тоже был на какое-то время закрыт, и высокие башни, которыми он славился, были разрушены.

  • Вторая мировая война

    Февраль 1943 года стал самым страшным периодом небольшой деревеньки. 16 февраля карательные отряды, составленные как из отборных групп СС и СД, так и из бывших советских граждан, начали военную операцию, получившую издевательское название «Зимнее волшебство». Во время этой «операции» должна была быть проведена зачистка всего района. Для этого жителей окрестных деревень начали сгонять в Росицу. Местом сортировки стал каменный костёл.

    Молодых людей, пригодных в качестве рабочей силы, отсортировывали для отправки в Германию. Некоторое количество детей, наиболее здоровых на вид, отсортировывали для отправки в детский концлагерь в Саласпилсе. Там на них проводились медицинские опыты, а также дети и их органы использовались как расходный материал для нужд немецкой армии.

  • Трагедия Росицы

    16 февраля католические священники, которые служили в Росицком костёле, — отец Юрий Кашира и отец Антоний Лещевич, получили официальное разрешение от немецкого командования покинуть деревню. Аналогичное разрешение получили и монахини, которые помогали священникам. Монахинь отправили в ближайший монастырь, но сами пастыри отказались оставить людей. И разделили с ними страшную судьбу.

    Обречённых на смерть группами выводили из костёла и отправляли в дома или коровники, после чего строения поджигали. За три дня с 16 по 18 февраля здесь было зверски убито более полутора тысяч человек.

  • Память

    В 1990-е годы костёл был возвращён верующим, и первое, что было сделано здесь – установлены дни поминания погибших в огненной трагедии Росицы. В эти дни – и в первую очередь, это 16-18 февраля – сюда приезжают тысячи людей. Приезжают со своими просьбами и благодарностью. Приезжают на места трагедии – с надеждой на жизнь в вечности.

    Священники, разделившие судьбу своих прихожан, были в 1999 году причислены Католической Церковью к числу блаженных.

Катерина Сидорук

comments powered by HyperComments