Яблочный Спас — бери рукавицы про запас

Этот праздник, разумеется, имеет и своё более правильное название с точки зрения христианской доктрины. Это – праздник Преображения Господнего, когда он, сопровождаемый тремя учениками поднялся на гору Табор, где явился перед ними в ослепительно белых одеждах. И к нему спустились Илия и Моисей, пророки Ветхого Завета, и говорили с ним, и глас Бога Отца с неба подтвердил Божественную природу Иисуса Христа.

Однако в народе было более понятно другое, более древнее восприятие этого праздника. Прежде всего, это было время сбора яблок, и потом – так называемый Второй Спас (после Медового) был принципиально важным с точки зрения погоды. В этот день можно было определить по погоде, сколько простоит хорошая погода или зарядят дожди, а ещё – попросить солнышко не слишком уходить «на зиму». Такие просьба к солнцу, правда, уже несколько более видоизменённые в соответствии с главенствующей религией – христианством – фиксировались исследователями народной культуры даже в начале ХХ века.

Яблочный Спас – это праздник сбора плодов садоводства. Яблоки, груши, алыча и крыжовник собирали и приносили в церковь, чтобы освятить – и попотчевать ими самых бедных своих соседей, родственников, и просто нищих, просящих подаяния. В церквях после освящения плодов обычно этими самыми плодами тут же угощали всех прихожан. При этом священникам и «государевым людям» обычно доставалось по целому яблочку, а всем прочим – по кусочку. Считалось, что, съедая первый кусочек яблока, нужно загадать желание – и оно обязательно исполнится.

Впрочем, кое-где этот праздник называли по старой традиции Гороховым днём. Правда, эта традиция достаточно древняя, что свидетельствует и одно из сохранившихся присловий – «от царя Гороха», то есть, очень давно. Этот древний обычай, выбирать царя Гороха, многие приезжие послы и прочие дипломаты в XVIII веке фиксировали около Архангельска. Среди молодёжи избирался «царь Горох», который шествовал через всю деревню к гороховому полю. За ним – все дети и молодёжь. После совершения обрядов, среди которых – обращение к солнцу и зажигание костров – вся ватага устремлялась в поле, чтобы вволю насытиться лакомством.

После завершения пиршества – а оно должно было завершиться до того, как погаснут зажжённые костры, потому туда добавляли не только сухую траву и сучья, но и толстые поленья – все, включая взрослое население деревни, выходили на возвышенность за селом и пели солнцу свои просьбы – удержать погоду, сохранить и умножить урожай.

comments powered by HyperComments