Визитная карточка Минска. Большой театр Беларуси

Здание Национального академического Большого театра оперы и балета было возведено в самом начале ХХ века по проекту культового для белорусской столицы архитектора – Иосифа Лангбарда. Конечно, экскурсоводы и краеведы начинают рассказ об этом здании с утверждения, что это – конструктивизм с элементами арт-деко (или наоборот), но это ли важно?
Bol`shoi` teatr

  • Выбор места

    Выбор места для оперного театра не был случаен. Во-первых, практически центр города, а, стало быть, доступность храма муз. Во-вторых, на месте исторических зданий, сохранять которые советская власть не планировала. Ведь зачем сохранять старое, если есть новое? К сожалению, этот принцип актуален для многих архитекторов (и не только) и сегодня. В-третьих, символично место – площадь Парижской Коммуны. Правда, в народе и позднее это место называлось Троицкой горой, но формальное название очень нравилось тогдашнему руководству города и республики.

  • Выбор проекта

    Свои архитектурные проекты для реализации в сердце белорусской столицы подавали многие профессиональные архитекторы и те, кто себя таковыми мнил. Например, наиболее перспективным считали проект Георгия Лаврова, предполагавший огромный зал на три тысячи мест и самые инновационные (для своего времени, разумеется) технологии. Кроме него, рассматривались предложения М. и Б.Бархиных, Л.Руднева, Н.Троцкого. И – Иосифа Лангбарда, который оказался победителем. Причём победителем вопреки многому. Он не соблюдал условия «тендера» (в частности, сократил вместимость зрительного зала до полутора тысяч места, а позднее и вовсе до 1.200), он не имел столь значимого «пролетарского прошлого». Зато он был высококлассным архитектором.

  • Строительство

    Официальная закладка строительства состоялась 11 июня 1933 года. Завершено строительство было в 1937-1938 году (разные источники дают разные даты). И за время строительства внешний вид будущего Оперного театра принципиально изменился как минимум трижды. Какие-то изменения вносил сам архитектор, какие-то были так называемыми «руководящими коррективами».

    К слову, результат архитектору не понравился. Причём не понравился настолько, что во время Второй мировой войны он несколько раз справлялся о судьбе Минска и конкретно здания Оперного, надеясь, что после завершения войны удастся построить его заново. Действительно, объект пострадал от бомбардировок, но… уцелел. Разве что раздражавшая архитектора более всего псевдобарочная лепнина всё-таки была разрушена и удалена из интерьеров.

  • Реконструкция

    Обновление (местами кардинальное) произошло лишь в 2006-2009 году. То есть, реконструкции (а точнее, капремонты) проводились и в 1947 году, и в 1967, но полноценная реконструкция с возвращением к первоначальному проекту Лангбарда – лишь в начале ХХІ века. Только вот скульптуры на фасаде Лангбардом не планировались. Слишком уж дорогим был бы в этом случае проект, а время всё-таки было тогда хоть и пафосным, но голодным.

И скульптуры украсили Большой театр лишь спустя 80 лет с момента его постройки.

Катерина Сидорук

comments powered by HyperComments