ВАЗ сменил ориентацию

В новом модельном плане АвтоВАЗа нет ни слова о «трех новых платформах»

Прошедший в конце марта Совет директоров ОАО «АвтоВАЗ» утвердил план разработки нового модельного ряда компании и снятия с производства старых моделей. Что касается нынешней вазовской линейки, с ней все понятно. С некоторыми вариациями в сроках и объемах производства планы снятия устаревших моделей с конвейера кочуют из одного документа в другой. А вот с новыми разработками по-прежнему неразбериха. Ранее говорилось о производстве 12 новых моделей на трех свежих платформах. Но в плане на период до 2015 года присутствует только одна платформа — под два новых семейства автомобилей Lada.

Главной задачей состоявшегося Совета директоров было внести ясность в то, какие модели, и в каких количествах будет производить завод в ближайшие 8-10 лет. Документ утвержден, но, похоже, особой ясности не появилось даже у самих руководителей завода. События на предприятии развиваются слишком быстрыми темпами, чтобы можно было всерьез рассчитывать на дословное, по пунктам, выполнение плана, рассчитанного на период до 2015 года. Скорее его можно назвать руководством к действию, которое должно корректироваться, исходя их реальной ситуации. А ситуация на сегодняшний день такова.

В феврале, через месяц с небольшим после прихода на предприятие, новый менеджмент АвтоВАЗа собрал представительную конференцию, на которой порадовал общественность планами строительства нового завода и перехода на новый модельный ряд. В частности, по словам гендиректора Игоря Есиповского, в течение ближайших трех с половиной лет предполагалось освоить три новые платформы. Прошло два месяца, и стало понятно, что пока это лишь планы, не подтвержденные реальными разработками.

Со временем концепция стала меняться. На заводе, видимо, осознав, что за три года собственными силами такую гигантскую работу, как разработку с нуля трех новых автомобильных платформ, не провернуть, заговорили о сотрудничестве с иностранными концернами. Появилась идея купить готовую разработку. Правда, дальнейшего развития в виде конкретных договоренностей с какой-либо западной компанией, она пока не получила. Сегодня с уверенностью можно утверждать лишь то, что АвтоВАЗ в дальнейшем будет активно использовать импортные комплектующие и привлекать иностранцев для организации их выпуска на новой производственной площадке.

В связи с этим появилась информация о планах завода по покупке завода двигателей за рубежом. Называли даже конкретное предприятие, о приобретении которого идет речь. Это бразильский завод Tritec Motors в городе Кампо-Ларго, которым на паритетных условиях владеют DaimlerChrysler и BMW. Оно выпускает бензиновые двигатели объемом 1,6 л., и способно производить 355 тысяч моторов в год. Завод, основанный в 1996 году, обошелся партнерам в $500 млн инвестиций. Однако АвтоВАЗ, по слухам, готов потратить на его приобретение лишь около $300 млн. «Покупка завода по производству двигателей будет выгодна АвтоВАЗу, так как компания давно планировала обновить линейку двигателей, — полагают эксперты инвестиционной компании «Велес Капитал». — Tritec Motors отвечает многим требованиям, предъявляемым российской компанией к такому предприятию. Оно выпускает небольшие бензиновые двигатели, которые устанавливаются на недорогие модели ведущих мировых производителей. Плюс к этому, рабочий объем производимых Tritec Motors двигателей является вполне подходящим для тольяттинских автомобилей». В начале апреля в Бразилию отправилась представительная делегация Федерального агентства по промышленности (Роспрома), в составе которой были и менеджеры АвтоВАЗа. Так что будем ждать новостей из переговорной.

Но вернемся к планам относительно модельного ряда. Как выяснилось, за последние несколько месяцев они изрядно поменялись. Прежде всего, это касается существующей линейки. Согласно планам, большая часть выпускаемых в настоящее время семейств автомобилей («классика», «Самара», Lada 110, Niva, Kalina) доживает последние годы.

«Десятки» уже в середине этого года ненадолго сменит Lada Priora. К 2008 году производство Priora планируется довести до 220 тысяч автомобилей в год. Однако потом выпуск этой модели, по сути — продукта глубокого рестайлинга той же «десятки» начнет постепенно снижаться — до 100 тысяч в 2009 году, а к 2011 году его планируется и вовсе прекратить. Связано это с тем, что Priora будет выпускаться на той же нитке конвейера, что и «десятка». А она через несколько лет, когда в Тольятти заработает новый завод по соседству с ныне действующим, подлежит основательной реконструкции.

Семейство «классических» моделей, как уже было сказано, доживет лишь до 2008 года, до момента введения в России экологических стандартов Евро 3. Ни одна из этих моделей не в состоянии соответствовать новым требованиям. Для этого требуется слишком уж глубокая модернизация, что сильно скажется на цене, которая, собственно, и есть главное конкурентное преимущество таких авто на рынке.

Популярный внедорожник «Нива» тоже не переживет на конвейере 2008 год. Выпуск внедорожных автомобилей АвтоВАЗ пытается прекратить уже несколько лет подряд. Планы по сборке «Нивы» снижаются год от года, но каждый раз перевыполняются. Вот и в 2005 году при запланированном выпуске 25 тысяч автомобилей завод был вынужден произвести 37 тысяч. Против рынка не пойдешь! Если есть заказы от дилеров, приходится работать. Тем более на рынке конкурентов «Ниве» в ее ценовой категории просто нет. По словам Максима Нагайцева, вице-президента по техническому развитию АвтоВАЗа, «Нива» в том или ином виде должна быть сохранена». Сегодня речь идет о развитии «вазовского» внедорожного семейства под условным названием Lada-Niva-2. Это будет фактически римейк старой «Нивы». Первым шагом в этом направлении станет конкурс дизайнерских работ, посвященный 40-летию завода.

После 2008 года на конвейере завода в неизменном виде останутся лишь нынешние «Самары» в трех- и пятидверном варианте (до 2010 года) и Kalina. Мощности по выпуску Kalina к 2009 году будут увеличены до 300 тысяч автомобилей в год. В настоящее время проектная мощность составляет 220 тысяч. А в 2006 году планируется выпустить лишь 60 000 этих автомобилей.

Но вернемся к планам относительно модельного ряда. Как выяснилось, за последние несколько месяцев они изрядно поменялись. Прежде всего, это касается существующей линейки. Согласно планам, большая часть выпускаемых в настоящее время семейств автомобилей («классика», «Самара», Lada 110, Niva, Kalina) доживает последние годы.

«Десятки» уже в середине этого года ненадолго сменит Lada Priora. К 2008 году производство Priora планируется довести до 220 тысяч автомобилей в год. Однако потом выпуск этой модели, по сути — продукта глубокого рестайлинга той же «десятки» начнет постепенно снижаться — до 100 тысяч в 2009 году, а к 2011 году его планируется и вовсе прекратить. Связано это с тем, что Priora будет выпускаться на той же нитке конвейера, что и «десятка». А она через несколько лет, когда в Тольятти заработает новый завод по соседству с ныне действующим, подлежит основательной реконструкции.

Семейство «классических» моделей, как уже было сказано, доживет лишь до 2008 года, до момента введения в России экологических стандартов Евро 3. Ни одна из этих моделей не в состоянии соответствовать новым требованиям. Для этого требуется слишком уж глубокая модернизация, что сильно скажется на цене, которая, собственно, и есть главное конкурентное преимущество таких авто на рынке.

Популярный внедорожник «Нива» тоже не переживет на конвейере 2008 год. Выпуск внедорожных автомобилей АвтоВАЗ пытается прекратить уже несколько лет подряд. Планы по сборке «Нивы» снижаются год от года, но каждый раз перевыполняются. Вот и в 2005 году при запланированном выпуске 25 тысяч автомобилей завод был вынужден произвести 37 тысяч. Против рынка не пойдешь! Если есть заказы от дилеров, приходится работать. Тем более на рынке конкурентов «Ниве» в ее ценовой категории просто нет. По словам Максима Нагайцева, вице-президента по техническому развитию АвтоВАЗа, «Нива» в том или ином виде должна быть сохранена». Сегодня речь идет о развитии «вазовского» внедорожного семейства под условным названием Lada-Niva-2. Это будет фактически римейк старой «Нивы». Первым шагом в этом направлении станет конкурс дизайнерских работ, посвященный 40-летию завода.

После 2008 года на конвейере завода в неизменном виде останутся лишь нынешние «Самары» в трех- и пятидверном варианте (до 2010 года) и Kalina. Мощности по выпуску Kalina к 2009 году будут увеличены до 300 тысяч автомобилей в год. В настоящее время проектная мощность составляет 220 тысяч. А в 2006 году планируется выпустить лишь 60 000 этих автомобилей.

том, какие модели придут на смену ныне выпускающимся, известно немного. Как уже писали «АИ», строительство сборочного предприятия для выпуска новых моделей начнется в Тольятти в январе 2007 года, а завершится в феврале 2008-го. Директорам на последнем совете был представлен дизайн девяти новых моделей АвтоВАЗа: седана, хэтчбека, микровэна и спортивного автомобиля класса B; седана, хэтчбека, универсала и минивэна класса C, а также кроссовера. Все они, и класса В, и класса С, будут выпускаться на единой платформе, разрабатываемой для двух семейств.

Членам совета директоров продемонстрировали даже металлический кузов прототипа седана класса C, получивший индекс Lada 2116. Установочная серия этих машин может сойти с конвейера в декабре 2008 года, а в 2009 году планируется выпустить уже 100 тысяч таких автомобилей. Широкой публике новые разработки АвтоВАЗ представит на Московском международном автосалоне в августе.

comments powered by HyperComments