Утомленные солнцем-2: Предстояние

Если в российском кинематографе и есть живые легенды — так это Никита Михалков. Актер и режиссер, которого можно любить или не любить, но все единогласно называют его великим. С 22 апреля мы можем наконец увидеть его последнее творение, на съемки которого ушло восемь лет — фильм «Утомленные солнцем-2: Предстояние».

Прежде всего, стоит заметить, что просидеть три часа в кино — это действительно сложно. Если вы досмотрели фильм до конца, значит на самом деле понравилось. В этом кино Михалков продолжает рассказывать историю комдива Котова, его жены Марии и дочки Надежды, а также нквдшника Мити. Примечательно, что в первой части фильма все эти герои, кроме Надежды, погибают. Михалкову для чего-то захотелось этих персонажей воскресить. Но это вопросы личного видения мэтра.

Во второй части все герои идут через пекло Великой Отечественной. Комдив оказывается в штрафбате, его дочь Надежда долго плутает, а Мите поручают заново отыскать Котова. Параллельно Михалков демонстрирует сразу все самые ужасные и печальные моменты войны: сжигание заживо целой деревни, выпуск на передовую невооруженных штрафников и неопытных мальчишек – кремлевских курсантов, а также спасение партийных архивов отдельными катерами, в то время как для раненых транспорта не доставало. На натурализм Михалков не поскупился. Крупными планами показывают оторванные руки, ноги и туловища, а вдобавок сильные ожоги и кровавые слюни. Это должно символизировать ужасы войны, но затянутые кадры увечий в большом количестве очень быстро начинают вызывать отвращение. Так же печально наблюдать и как в кадре матерятся, особенно когда это старательно делает сам Никита Михалков. Понятно, что пытался показать максимально приближенно к жизни, но получилось все равно немного неестественно.

Сам фильм смотрится трудно. Периодически возникают эпизоды, которые действительно захватывают, так, шикарно играет Олег Меньшиков, поразительно трогает Евгений Миронов. Но параллельно с этим идут моменты нудные, которые убивают наповал и вызывают желание убежать. Морализма тут тоже предостаточно. Особенно впечатляет момент, когда на мину, на которой выплыла на берег дочь комдива, чуть позже натыкается кораблик и взлетает на воздух. Эдакое символическое возмездие.

Еще сильно напрягает медленное развитие сюжета. Три часа фильма — и в итоге практически ноль продвижения главных героев друг к другу. Понятно, что в итоге это все как бы подводит к третьему фильму, последней части. Но уж больно нудно подводит. В общем, пока снимал Никита Михалков свой фильм, обо всех этих животрепещущих ужасах войны уже успели наснимать и других фильмов, и даже сериалов. И воспринимается его кино как попытка объять необъятное. Ведь про только одно такое явление как штрафбат сняли длинный и действительно трогательный сериал. А священник, которого играет Гармаш, больно напоминает другого, тоже отца Александра, между прочим, из фильма «Поп». И про эти параллели во время просмотра «Утомленных солнцем 2» просто нельзя не вспоминать.

Ну и если вам и так особенно не нравилась мелодия танго «Утомленное солнце», то после фильма есть шанс возненавидеть ее. Саундтрек почти целиком состоит из одной этой мелодии. Но это уже мелочи. Михалков как обычно снял великое кино. Но смотреть его наверное все же приятнее будет дома, причем кусками, осмысливая и переваривая. В кинотеатре это невыносимо.

comments powered by HyperComments