Три мифа о религиозных представлениях белорусов

Казалось бы, для жителей постсоветского пространства, воспитанных в атеистической идеологии, вопросы религиозности стоят на одном из последних мест. Однако на деле всё несколько иначе.

Ошибочно представлять СССР как страну, где проповедовался атеизм. Вопреки декларациям, граждан учили верить – правда, не в Бога, а в призрак близкого и близящегося комунизма, например. Или в непорочность и несокрушимость генеральной линии партии. Так что вера всё-таки была, посему с распадом Союза она вынуждена была трансформироваться в наиболее оптимальную форму внешней религиозности.

    • Миф 1. Белорусы – христиане

      Формально большинство жителей республики исповедуют ту или иную разновидность христианства, однако в действительности куда более сильно проявляется символически-магическое мышление. Вера в домовых, леших, водяных и прочих сущностей прямиком перекочевала в наше сознание из язычества, и куда более надёжно удерживается, нежели сложности, связанные с наследованием Христа. Ведь куда как проще «проклясть и забыть» неприятеля, чем приложить усилия и забыть нанесённую обиду. Куда как проще «поставить свечку», чем покаяться и постараться исправить собственную жизнь.

    • Миф 2. Белорусы — православные

      Формально около 70 процентов жителей Беларуси определяют свою конфессиональную принадлежность таким образом, что совершенно не означает, что такое определение достоверно. В лучшем случае речь идёт о принадлежности посредством крещения в бессознательном младенчестве, но никак не о действительной принадлежности к конфессии.

      Более того, всего в Беларуси зарегистрировано 25 религиозных конфессий, формально равных между собой. Понятно, что некоторые «равнее», однако де-юре все религии, прошедшие государственную регистрацию, имеют равные права по проповедованию и привлечению новых адептов.

    • Миф 3. Среди белорусских конфессий – католики и униаты

      Самое удивительное, что этот миф присутствует даже на административно-общественном уровне (на государственном портале Беларуси представлена именно такая, мягко говоря, ошибочная, точка зрения). Слабо понимая, что есть уния (это слово обозначает «союз», а в приложении к религиозной жизни – соглашение, заключённое между Белорусской Православной и Католической церквями), используются перечисления, вроде представленного выше. На самом деле униатская церковь не является отдельным образованием, а всего лишь частью Католической церкви. Верующие путём заключения такого соглашения сохраняли за собой восточный (византийский) обряд, и принимали власть епископа Рима.Если учесть, что ещё каких-то 300 лет назад более 80 процентов жителей наших земель принадлежали именно к византийскому обряду Католической церкви или, говоря современным языком, являлись греко-католиками, этот миф звучит особенно забавно.

    Впрочем, можно с большой уверенностью сказать, что те праздники, которые закреплены в государственном календаре в качестве выходных дней, одинаково благосклонно празднуются приверженцами разных течений. Так, в Беларуси никого не удивишь многократным празднованием одной семьёй (даже невоцерковлённой) Рождества или Пасхи. Ведь главное – найти повод для праздника!

    comments powered by HyperComments