Три мифа о 1000-летии Крещения Руси

Одна из наиболее отмечаемых сравнительно недавно дат – тысячелетний юбилей Крещения Руси. Однако совершенно очевидно, что далеко не всякий исторический факт на самом деле так однозначен, как выглядит на первый взгляд. Так что же в утверждении о 1000-летии Крещения Руси можно считать мифом? А ведь примерно… всё.

Русь историческая и Русь современная

Тема, надо сказать, довольно хорошо проработанная историками всех славянских стран, а потому порой удивительно, что для кого-то современная Русь и Русь историческая, о которой шла речь тысячу лет назад – одно и то же. Ну, разве что всерьёз рассматривать постулат о том, что сегодняшние русские и украинцы (а заодно и белорусы) – один народ.

Если уж говорить о Крещении Руси, то Руси Киевской. Мелочь, конечно, но в те времена ни Москва, ни тем более о Санкт-Петербург (политико-экономические центры Московского государства) не существовали даже в виде планов. Впрочем, и историческая Литва находилась совсем не там, где находится сегодня, а около нынешнего Новогрудка, в центре Беларуси.

1000-летие придание христианству статуса государственной религии

Когда мы говорим о Крещении Руси, речь как будто бы идёт о том, что просвещённые христиане, пришедшие из Византии, принесли тёмным и неграмотным язычникам свет Христа… Помилуйте, ну какой там свет? Христиане в Полоцком и Киевском княжествах существовали и задолго до выходки князя Владимира – правда, большинство из них были выходцами из других земель, но многие и жили уже на территориях нынешних Беларуси и Украины. Более того, миссионеры с Запада и Востока активно продвигали свои воззрения, причём не только военным, но и вполне мирным путём. А что до преимуществ Византии, то стоит вспомнить, что дед того же Владимира Киевского, а точнее, его жены, Рогнеды Полоцкой, вполне успешно ходил на Византию, и даже прибил к воротам Царьграда свой щит (то есть, пометил территорию, обозначил себя, как победителя). И дань Византия, к слову, платила немалую – и Полоцкому княжеству, и Киевскому.

Так что максимум о чём можно говорить, — это о заключении политического союза между Киевом и Византией, одним из условий которого было придание христианству (ещё раз внимание – не православию, а ещё пока не разделённому дрязгами между Константинополем и Римом единому христианству) статуса государственной религии.

Крещение Руси

В отличие от нынешних, нравы наших предков были куда как проще. На нынешней территории Беларуси испокон веков проживали носители самых разных верований, причём самым распространённым было язычество. Христиане были тоже, не без этого, причём как из Византии, так и из-за западных границ, равно как и иудеи, мусульмане и прочие.

Сам громоподобный акт крещения князя Киевского, без сомнения, играл важную роль в политике. Но вот в жизни большинства обычных граждан – нет. Чего стоят только события куда более поздних часов, когда противостояние с Тевтонским орденом велось именно на основании того, что литвины (предки нынешних белорусов) придерживаются языческой веры. Большинство жителей земель нынешней Беларуси оставались приверженцами религии предков – язычества. И при этом ничуть не раздражались разнообразием верований иностранцев.

Формальная процедура крещения Руси прошла достаточно успешно. «Чиновники на местах» благополучно отчитались о проведённой операции, народ подивился новой прихоти князя… Лишь когда идолов начали сбрасывать в реки, народ начал сопротивляться и возмущаться. Впрочем, наиболее хитрые всего лишь выловили «дедов» ниже по течению и установили в менее досягаемых для чужаков местах.

А что до мифов… Большинство событий, так или иначе оказавшихся включёнными в официальную версию истории, в большей или меньшей степени мифологизированы. И нет в этом ничего плохого. До тех пор, пока мы сами умеем отделить миф от реальности.

comments powered by HyperComments