Топ-5 шедевров белорусского кино

Киностудию «Беларусьфильм» нередко называют «партизанфильмом», поскольку ассоциируется она именно с военными историями. Однако сегодня мы представим топ-5 фильмов, которые сняты на этой киностудии, и составляют достойную конкуренцию куда более продвинутым лентам. В художественном смысле, увы, за отсутствием раскрутки, лишь художественном. Ведь широкой публике многие из них даже неизвестны.

  • 1. «Дикая охота короля Стаха» режиссёра Валерия Рубинчика

    Дикая охота короля Стаха

    Этот фильм, основой для сценарного решения которого была одноименная повесть настоящего гения белорусской литературы Владимира Короткевича, оказался одним из самых удачных проектов отечественных кинорежиссёров. Однако удача в данном случае рассматривается во всех смыслах, включая возможность демонстрации картины как в СССР (фильм снят в 1979 году), так и за «железным занавесом». Для поколения «рождённых после СССР» следует пояснить: чтобы получить такую возможность, режиссёру (и фильму) следовало иметь колоссальный объём удачи.

    Фильм, первый советский мистический триллер, как его называет Википедия, раскрыл для массового зрителя всё богатство белорусских легенд, покоривших итальянских, канадских, бельгийских, американских и французских кинокритиков.

    Призы стольких международных фестивалей были неожиданностью для советского кинопроката и, как следствие, плохой рекомендацией для советских прокатчиков. В результате отечественных зритель этот фильм практически не увидел – прокат был ограничен, дабы минимизировать возможные «буржуазные» влияния.

  • 2. «Иди и смотри» режиссёра Элема Климова

    Иди и смотри

    Фильм был снят в 1985 году, и только ощутимые социальные перемены позволили ему выйти на экраны. Героический пафос войны, которым, без сомнения, грешили практические все режиссёры, работающие на «Беларусьфильме», уступил место совершенно иному прочтению войны как трагедии всего народа и каждого конкретного человека. Причём трагедии не просто физического уничтожения, но и трагедии нравственной, превращающей человека, считающего себя цивилизованным, в монстра, жестокость которого не имеет ни границ, ни объяснений.

    Литературной основой сценария стала книга Алеся Адамовича, предвестника и учителя первого белорусского лауреата Нобелевской премии – Светланы Алексиевич. Истории настоящих свидетелей трагедии, а не парадные портреты зачастую фейковых героев оказались в центре внимания, и этот фокус позволил увидеть даже не просто трагедию, но ад.

    Фильм получил призы XIV Московского, XIX Всесоюзного кинофестивалей, а также международных фестивалей в Португалии и Венеции. Кроме того, авторы стали лауреатами Госпремии СССР за этот фильм, а зрители признали его лучшей лентой проката 1986 года.

  • 3. «Кастусь Калиновский» режиссёра Владимира Гардина

    Kastus` Kalinovskii`

    Уникальность этого фильма – во-первых, во времени создания (1928 год), во-вторых, – в самой тематике. Руководитель антироссийского восстания 1863 года, романтик и продолжатель идеи восстановления Великого Княжества Литовского, просто априори не мог стать героем фильма во времена Советского Союза. Или мог? В действительности, фильм стал своего рода последним признаком жизни национально-демократического движения 1920-х годов.

    Немое кино отличается исключительной выразительностью, хотя сюжет значительно романтизирован по сравнению с реальными событиями XIX века. Правда, наградами фильм так и не обзавёлся. Разве что таковыми можно считать репрессии, которым подверглись практически все, кто работал над картиной.

  • 4. «Люди на болоте» режиссёра Виктора Турова

    Люди на болоте

    Этот фильм стал своего рода эротическим манифестом советских людей. Крестьянско-коллективизационный сюжетный фон в действительности, не более чем формальная декорация. Сегодня трудно себе представить, но фильм представлялся в категории 16+, и в кинотеатры на показы этого фильма детей не пропускали. И это при том, что собственно обнажённой натуры на экране представлено не было. Критики отмечали, что именно отсутствие откровенных сцен усилило эффект интимности.

    Более четырёх миллионов человек, увидевших этот фильм, оценили его весьма позитивно. Что касается наград, то этот фильм был признан лучшим фильмом 1982 года на Всесоюзном кинофестивале в эстонском Таллинне, и, судя по отзывам итальянских критиков, имел все шансы на Венецианском фестивале, однако за границы СССР картину не выпустили. Наверное, чтобы не создавать «ложный образ советского человека».

  • 5. «Через кладбище» режиссёра Виктора Турова

    Через кладбище

    Дипломная лента молодого режиссёра на первый взгляд – всё о той же войне. Однако в действительности фильм о куда более глубоких рассуждениях о личности человека, добре и зле, убийстве и непротивлении. Сама по себе тема позволила фильму выйти в прокат (хотя советскими критиками лента была воспринята достаточно холодно), и лишь спустя полвека (фильм снят в 1964 году) был включён в топ-100, составленный ЮНЕСКО, как одна из лучших лент о Второй мировой войне.

Все эти фильмы отличаются исключительной художественностью и нередко получили высокую оценку профессионального сообщества. Может быть, и зрителям имеет смысл присмотреться к нашему кинонаследию?

comments powered by HyperComments