Теория заговора

Работа Жерома Салля вышла в прокат как боевик или триллер. Конечно, триллером экранизацию романа Кари Фере назвать сложно, и даже боевик это скорее социально-драматический, нежели какой-либо иной.

Основа сюжета – расследование убийства белой девушки, жившей в элитном районе Кейптауна, которое ведут чёрный и белый полицейские, Али и Брайан. Напарники хорошо работают вместе, однако именно это убийство, убийство на расовой почве, вызывает к жизни, казалось бы, давно забытые переживания, связанные с апартеидом в ЮАР.

Южно-Африканская Республика – наверное, единственное государство в мире, где тема жёсткого расового разделения была актуальна вплоть до 1994 года. Последствия британской колонизации этой страны оказались куда более продолжительными, в особенности – для сознания людей. И любой внешний стимул может вызвать переживания, которые режиссёр (и он же автор сценария) называет «скелетами в шкафу» и «кошмарами прошлого». В ходе развития сюжета внешне почти благополучный сценарий взаимодействия представителей двух рас оказывается буквально взорванным изнутри, теми самыми воспоминаниями, которые объединяют представителей определённых социальных групп, а для ЮАР – ещё и групп расовых. Впрочем, социология социологией, а фильм как раз о том, что любая социальная проблема имеет не просто отражение, но и непосредственное влияние на жизнь абсолютно каждого человека.

Актёрские работы Орландо Блума и Фореста Уитакера позволяют каждому зрителю включиться в развитие сюжета, пусть даже проблемы расового разделения зрителя ранее особенно и не интересовали. Ведь в сущности каждый из нас так или иначе сталкивался с несправедливостью, а то и открытой агрессией, по отношению к людям с другим цветом кожи, национальностью, вероисповеданием или убеждениями. И фильм как раз об этом – о преодолении болезненных переживаний прошлого, а также о мести, копившейся десятилетиями. В русскоязычном прокате лента получила название «Теория заговора», однако в оригинале фильм называется «Зулус», что однозначно трактует отношение создателя к сюжету и самим героям. Не два здесь главных героя, нет, не два. Именно Али со всеми переживаниями своей расы оказывается в центре. Отчасти такой ракурс и понятен (творческие люди склонны излишне сильно переживать чувство вины за группу, которой принадлежат, в том числе, и расу), и привычен (количество фильмов, в центре сюжета которых черный и белый полицейские, не поддаётся подсчёту). Вот разве что «белый полицейский» оказывается вполне приличным человеком, хотя и малопривлекательным из-за постоянной небритости, похмельного синдрома и ярко выраженной никотиновой зависимости, а у «чёрного полицейского», как выясняется, в прошлом есть немало чёрных пятен. Фильм будет особенно интересен тем, кто в кино хочет не только наслаждаться картинкой (хотя здесь есть на что посмотреть), не только сопереживать героям, но и размышлять.

comments powered by HyperComments