Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит

Суини Тодд для русского человека — личность незнакомая. Для англичан Суини Тодд — такая же культовая и легендарная личность как Джек Потрошитель или Шерлок Холмс! В XIX веке об убийце — парикмахере писали все «желтые» бульварные газетенки, какие только легенды они не сочиняли о Суини Тодде, и английский народ с огромным удовольствием читал очередную газетенку, в которой писали об очередной жертве кровожадного парикмахера.

В 1979 году Стивен Сондхайм поставил на Бродвее спектакль под названием «Sweeney Todd, The Demon Barber of Fleet Street», мюзикл имел огромный успех и среди зрителей, и среди критиков. Образ демона- парикмахера не давал покоя английским режиссерам (мультипликаторам), поэтому история о Суини каждый раз преподносилась зрителю в разном варианте: от мультфильма до фильма, от театральной постановки до мюзикла. В 2004 году в Англии возобновили постановку спектакля, и в течение двух лет он шел с аншлагом.

После огромного успеха у публики стоило ожидать, что скоро появиться и фильм, но вот кто займет место режиссера? Тут, как ни странно, почему-то даже не было сомнений! Студия «Paramount» доверила столь нелегкий жанр самому виртуозному сказочнику «Голливуда» Тиму Бартону. Бартон, на мой взгляд, единственный режиссер, чьи фильмы любят все (оставшиеся единицы тихо ненавидят). Уж больно он любит поиграть с контрастами, именно поэтому его фильмы всегда разные: от готического стиля он с легкостью переходит в легкий романтический, а с него просто перепрыгивает в этакий стиль «комиксов» (вспомните, большинство его работ не просто яркие, они горят красками, а персонажи какие-то нереально притягательные).

Чего же ждать от Бартона? Вот тут никогда не знаешь, чего от него ждать, ведь он непредсказуем, поэтому о «Суини Тодде» даже по трейлеру было судить трудно, а то, что сам режиссер мало что говорил о своем новом творении, только подогревало интерес.

А что может вызвать огромный интерес у всех киноманов? Это, пожалуй, имя Джонни Депп. Этот гениальный актер-хамелеон за всю свою актерскую карьеру перемерил на себя множество масок. Все его герои всегда были такие неординарные, харизматичные и странные, что кажется, будто Деппу нечем больше удивить зрителя? И, как бы многим ни хотелось подловить Джонни на каком-то похожем образе, увы, их ждет очередное разочарование. Вот так и с Тодом. Трудно было представить какой он, Суини, зато после увиденного вы уже никогда не забудете настоящего «демона — парикмахера».

Итак, два главных составляющих найдены: Бартон и Депп, значит фильм ждет успех! Эти два человечика вместе уже не один год, они вместе снимали, хотя нет, один снимал — другой играл, шикарные незабываемые фильмы. Фильмы, которые до сих пор восхищают многих зрителей, так как помимо красивой «обертки» в этих фильмах скрыта некая магическая притягательность.

Пожалуй, единственным «камнем преткновения» может быть только один факт, и это то, что Бартон на этот раз снял не кино, в прямом его понимании, «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» — это готический кино-мюзикл. Многие поклонники, и даже зрители, не очень-то жалуют всякие мюзиклы, и поэтому, после того, как Бартон в одном из своих интервью заявил, что зрителя ждет «поющие кино» многие немного расстроились. Бартон хоть и мастер своего дела, но жанр мюзикл – это, по-видимому, не его, но в тоже время никто не может снять так, как он. Дилемма. Нет, не в том смысле, что фильм просто ужасен или не дотягивает до планки «адекватного кино», но мюзикл — это тот жанр, который восхищает совсем малую аудиторию зрителей. Бартон хоть и попытался быть собой: фильм в готическом стиле, шикарные костюмы, но то, что герои поют — вот тут перебор, хотя порой было забавно наблюдать за поющими актерами. Для меня, как и для большинства поклонников творчества Бартон — Депп, было совершенно неожиданно узнать, что это мюзикл! Но, можно похвалить Бартона и всю пиар-компанию, которые открыли «завесу тайн» только за пару недель до премьеры, и то, в виде трейлера, где было видно, что кто-то поет… И все, ожидаемый фильм в одночасье превратился в ожидаемый мюзикл.

Что до самого сюжета, то российскому зрителю история Суини нова, а вот для английского народа — это классика, поэтому им кино пришлось «по душе», хотя многим раша-зрителям, чувствую, кино тоже понравиться, так как в нем есть и завораживающие серые улочки Лондона, и каменное лицо Суинни, и хитрость одной влюбленной дамы, все это, наверняка, не оставит вас равнодушными. Сюжет — смесь драмы и мелодрамы, сюжетная линия как и во всех фильмах Бартона четкая, видимая и понятная. Вот и с «Суини» у Бартона тоже все четко и понятно, хотя все и поют, «поющие монологи» тоже понятны, и не сильно раздражают…

Итак, Лондон. Суини счастлив, у него есть любимая красавица жена, подарившая ему очаровательную дочь. Он довольно-таки неплохой цирюльник.. Все было бы хорошо, если бы не подлость и коварство судьи, который подставил Суини. Суинни отправился в тюрьму на долгие годы, он ждал и надеялся, что где-то там его ждут… Но, увы, вернувшись домой он понимает, а точнее ему рассказывают о том, что судья поигрался с его женой, потом выгнал ее, и она умерла, а его дочь живет сейчас у судьи. Это не просто огорчает Суинни, это одурманивает его голову, и он, уже не понимая что делает, начинает убивать всех виновников… Убийства продолжаются, и не было бы этому конца, если бы не встреча с той, которую он так любил, и которую он сам же и убил…

Финал логичен и неоспорим, но в тоже время становиться понятно, что любовь одной женщины может превратить жизнь ни одного, а десятков людей в ад! На что только не пойдет влюбленная женщина, и коварству ее нет предела, и вот это поистине страшно! Ведь, расскажи она правду, все было бы иначе, она не погубила бы столько жизней, но нет же. Порой женщины хотят просто обладать тем, чем, увы они никогда не смогут обладать! Да, она добилась его, он ее муж, ее «кормилец», он ее любовь, он то, что она себе выдумала о нем, Надев «розовые очки» она верила в то, что они счастливы, но увы, сам же Суини ничего кроме мести не чувствовал внутри, для него эта женщина была просто соучастником, которая помогала ему избавляться от трупов, а трупов этих с каждым днем становилось все больше. Все просто и банально, фильм легко рассказывает зрителю еще одну историю любви, в которой любовь — это не просто ад, это то, что делает людей жестокими. Судите сами: Миссис Ловвет (Хелена Бонем Картер) — ее любовь слепа, она уже с самого начала несла только зло; Судья, в исполнении Алана Рикмана, — его любовь цинична и безжалостна, он никогда не любил, он только брал и выбрасывал; Суини — он любил, но после 15 лет тюрьмы и клеветы вся его любовь превратилась в фарс, в смерть! Не могу не отметить еще и маленького мальчика, чья любовь тоже оказалась смертельна, он любил Миссис Ловвет как мать, но она воспринимала его просто как «помощника», и в конце именно этот ребенок поставит жирную точку на судьбе Суини! Что ж, любовь не бывает безоблачной и счастливой, ее всегда кто-нибудь пытается разрушить!

Вот, пожалуй, и весь сюжет, кому-то он покажется скучным и однообразным, может это и так, но, то что Вас ждет на экране, скучным точно не будет, особенно последние минут тридцать, где действие фильма просто превращается в «мясорубку» или «пирожки их человечины».

Что же касается всей технической стороны, то тут все просто изумительно, все эти мрачные пейзажи, грязные улицы (особенно на фоне самого Суинни с прической Бетховена и белыми рукавами) очень реалистично смотрятся. Актерский состав просто восхищает, каждый актер со своей изюминкой преподнес нам того или иного персонажа, и каждый из них совершенно не затерялся, а наоборот, каждый из героев по ходу действия картины становился главным персонажем. О Деппе, Хелены Бонем Картер (талисман Бартона, и по совместительству еще и жена!) или Алане Рикмане писать не нужно, ибо их персонажи надо увидеть, чтобы прочувствовать и понять их… Я могу расписать Вам, как же Депп восхитителен и в тоже время жесток, и какой у него безумный взгляд в этом кино, но это всего лишь текст, и вы не сможете все понять. Могу сказать только одно: актерская игра в этом фильме настолько хороша и слажена, что после просмотра вы еще долго будете отходить от увиденного, а образ Суини или Миссис Ловвет будут преследовать вас не один день! Музыкальную составляющую в этом фильме, пожалуй, нужно выдвинуть на первый план, ибо это мюзикл. Что ж, к самими «музыкальным монологам» да и к пению того или иного персонажа вот просто не придраться, все четко и ясно, никто не картавит, и все понятно, как говориться отработали «как по нотам». Сама же музыка получилась уж больно устрашающей, мало того, что картинка у фильма не просто серая, а серо -кровавая, так еще и музыка такая, что порой казалось, что бритва Суини сейчас пройдется по вашему горлу.

Что ж, мюзикл – это, пожалуй, один из тех жанров, который для кино совсем не подходит, но, как там говорят «у хорошего мастера…» вот так и у Бартона, у этого режиссера нет, на мой взгляд, ни одного проходного кино, все его фильмы — это не просто маленькое открытие для каждого зрителя, это что-то сродни яркому и долгому фейерверку. Все фильмы Бартона сняты исключительно в готическом стиле, либо в романтическом «буйстве красок», а сюжеты всегда замысловаты, герои всегда яркие и незабываемые. Каждый новый его фильм — это событие в мире кино, и пусть режиссера недооценивают академики, но мы простые зрители уже давно влюбились в его: «Труп невесты», «Чарли и шоколадная фабрика», «Крупная рыба», «Сонная лощина», «Марс атакует!», «Эд Вуд», «Бэтмэн возвращается», «Эдвард руки-ножницы», «Бэтмэн», «Битлджус» и многие другие, так будет и со «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», так как только Бартон мог создать в таком не совсем востребованном жанре как мюзикл настоящий шокирующий готический мюзикл, герои которого, наверняка, войдут в историю кинематографа!

PS: «ОСКАР» в номинации «Работа художника-постановщика» победила картина » Суини Тодд, маньяк-парикмахер»

comments powered by HyperComments