В начале 1970-х Минск стал городом-миллионником, благодаря чему обрёл высочайшее разрешение советского правительства на строительство подземки – метрополитена. Строительство началось и велось, как и полагается, в ударные сроки, пока на пути первой линии не оказалась площадь Победы.
Уйти или остаться
Первоначально линия метро должна была пройти практически прямо под монументом Победы. Однако вибрации, порождаемые поездами, привели бы к неминуемому разрушению стеллы. Не говоря уже о том, что строительство велось открытым способом, и для начала нужно было выкопать в непосредственной близости от монумента колоссальную по размерам и глубине канаву.
Фактически, соглашаясь с возможностью проведения линии в непосредственной близости от стеллы Победы, руководство строительства и республики соглашались на снос одного из самых знаковых памятников Минска. Бывший партизан, Пётр Машеров, который в те годы руководил республикой, никак не мог такого допустить. Однако изменение маршрута метрополитена – это колоссальные расходы и удлинённые сроки.
Здесь также следует обратиться к области сверхъестественного. Получить разрешение в столице СССР (Москве) на увеличение расходов было невозможно. Но Машерову это удалось. И Минск сохранил и метрополитен, и монумент Победы.
Гонка за сроками
Однако разрешение на сокращение сроков строительства получено не было. И строительство метро превратилось в настоящую гонку. Все, кто был задействован в прокладке и оформлении каждой последующей станции, были поставлены в условия «обязательного подвига». Все силы были брошены на строительство, прокладочные работы велись круглосуточно. И это при том, что вопрос с освещением в ночное время решался далеко не всегда сразу и достаточным образом. Однако единая цель воодушевляла, а «кнут сверху» способствовал значительному повышению работоспособности. За затягивание сроков снимали с работы, выгоняли из партии (а на тот момент это означало крах карьеры и перспективы социального изгоя).
Начерно, но вовремя
Конечно, когда первые станции Минского метрополитена были открыты, работы продолжались. Ведь многое было в буквальном смысле слова сделано «начерно», и доработок было немало. Однако самое главное свершилось – к очередной годовщине очередного советского праздника в Минске был открыт метрополитен.