Ореховый Спас вкусности припас

Ореховый (Хлебный или Холщёвый) Спас православные верующие отмечают в этом году 29 августа. Откуда такое странное название? А ведь ещё он и попросту Третьим Спасом называется, после Медового и Яблочного.

С тем, что этот праздник был в своё время приурочен к сбору орехов, которые, как полагают в народе, уже поспели к этому времени. Поскольку накануне праздника православные отмечают ещё одну памятную для христиан дату – Успение Богородицы, с которым в народной традиции связывалось завершение жатвы, то и второе название также понятно – последний сноп во время жатвы обязательно освящали в церкви. Кстати, первый также освящали, однако чаще всего – непосредственно на поле.

Что касается собственно христианского значения этого праздника, то это дата, когда в 944 году так называемый Спас Нерукотворный – образ Спасителя на полотне, которым Вероника отёрла Лик Христа, несущего крест – перевезли в Константинополь из Эдессы. Народная традиция приурочила к этому времени холщовые ярмарки, когда народные мастера выносили на торги свои холсты. Отсюда – Холщёвый Спас.

Кулинария на этот праздник, разумеется, делает упор на самые разные орехи и хлебо-булочные изделия, например, кексы и различные сдобные булки с орехами. Причём именно на Хлебный Спас впервые пекли булки из муки нового урожая. В качестве фирменного напитка праздника – конечно же, хлебный квас. А ещё – чистая, родниковая вода. Ведь именно перед Ореховым Спасом чистили к осени колодцы и криницы около деревень.

Если же старый колодец уже не годился, полагалось выкопать новый как раз к третьему Спасу. Не зря существует в народе такая присказка – Первый Спас – на меду, второй в яблоках, а третий – на воде.

Впрочем, традиция очищения колодцев и вообще источников воды, значительно более ранняя, чем христианство. Изначально это была языческая традиция, магическая функция которой была очень важна. Ведь не зря колодцы называли «источниками жизни». Если этот источник как следует не почистить, осенью или зимой может прийти тяжёлая болезнь. Потому помимо собственно очистки колодцев в деревнях проходили и различные обрядовые действия, в некоторых отдалённых уголках сохранившиеся и сегодня. В частности, это обход колодцев с ритуальными песнями, а также с первым караваем, маленькие кусочки которого оставляли неподалёку от колодца – для птиц. Ведь птицы в этом время уже собираются в путь, и первыми улетают ласточки. Хлебушек из муки нового урожая поможет им не только успешно долететь до «рая» («вырая»), но и передать духам весть о том, что урожай был удачным, а хлеборобы – благодарными.

Считалось, что ласточки, которые улетают одними из первых, общаются с предками рода, особенно – если они живут под крышей дома.

Итак, запасаемся орехами – и замешиваем праздничный каравай!

comments powered by HyperComments