Нефть

Кино, которое заставляет задуматься! Кино, которое заставляет сопереживать! Кино, которое приводит в замешательство! Кино, где нет фальши! Кино, которое приносит только положительные эмоции… Можно, конечно перечислять долго. А все потому, что за долгие месяцы, пожалуй, это первый фильм, который вот уже неделю снова и снова проигрывается у меня в голове. Такое происходит редко, но как говорят метко. Нужно отдать должное премии «Оскар», так как не будь этот фильм в номинантах, я бы его просто пропустила, но, так как я довольно критично отношусь к любому роду наград, а уж к «дедуле» «Оскару» и подавно, фильм я посмотрела. В этом году из всей лидирующей пятерки меня по-настоящему тронул только один фильм. Уже с начала фильма, в котором главный герой начинает произносить первую фразу только на двадцатой минуте просмотра, поняла — это то кино, которое и без заветной статуэтки все равно будет лучшим фильмом. Снимать кино — мучительный труд, а снимать кино, которое уже после первого просмотра можно заносить с чистой совестью в классику – это, пожалуй, вдвойне мучительный труд.

Имя Пола Андерсона довольно хорошо известно нашему зрителю по фильмам «Магнолия», «Ночи в стиле буги», «Сигареты и кофе». Пол Андерсон обладает неким странным чутьем на то, что именно нужно зрителю. В этот раз Андерсон взял за основу своего нового творения классику американской литературы — произведение писателя Эптона Синклера под названием «Oil». Андерсон безжалостно перекроил весь роман на свой лад, а помимо этого и сам Андерсон утверждает, что каждую ночь перед съемками «Да будет кровь…» он смотрел фильм «Сокровища Сьерра Мадре» (1948г). Если уж говорить по правде, то от книги в фильме нет ничего кроме имени главного героя, все остальное Андерсон лихо переписал, переделал. В итоге режиссер подал зрителю нечто необычное под манящим названием «Да будет кровь…» (только в российском прокате данный фильм вышел под скупым названием «Нефть»).

Единственное, что могло немного испугать, это то, что кино у Андерсона получилось почти на три часа. Да, 158 минут экранного времени могли стать просто тремя часами потерянного времени. Могли бы стать, но… «Да будет кровь» получилось настоящем подарком для всех любителей не просто хорошего кино, а настоящего кино, эти три часа пролетают незаметно, время не ощущается, фильм полностью поглощает и не отпускает от экрана ни на минутку.

Что же такого в этом кино? Что может привлечь зрителя? Все очень просто. Талантливый режиссер, талантливый оператор, талантливый композитор и гениальный актер. Все эти составляющие в картине присутствуют, и вся эти люди заняты именно той работой, которой и должны заниматься.

Очень многие критики в своих рецензиях писали, что эта картина об «американской мечте» (нефть, деньги, власть, уважение и т.д.), увы, я не увидела эту мечту. Ее в этой картине нет, за основу хоть и брался роман о нефтедобытчиках, но кино вовсе не о нефти, не о славе, и не о деньгах, хотя последние кадры фильма могут противоречить моему утверждению. Кино, в первую очередь, рассказывает и показывает нам жизнь только одного человека, человека, чья жадность затмила все другие чувства, человека, который пользовался своим ребенком как ненужной игрушкой, человек, который готов убивать, человек, который никогда никого не любил. Нам просто показали «черную» душу, или человека, чья душа уже давно покинула его! Это кино только одного персонажа, только одной жизни. И нет тут никакой «американской мечты», может быть, в романе Эптона Синклера это и было так, но в данном фильме показана жизнь человека, который так сильно любил себя, считая себя чуть ли не «мессией», что даже не заметил, как вся его жизнь превратилась в пустоту! Сюжет картины очень радует. Нет, он не нов, но преподноситься так, будто бы фильмы о тех временах, кода только-только зарождалась промышленность, появлялись нефтедобытчики. Все настолько оригинально, что порой кажется, будто это время все еще стоит за дверью кинозала. Начало фильма тоже довольно таки оригинальное, кадры сменяются, человек все время что-то ищет, звук вроде и присутствует, но нет ни одного слова, и так в течение двадцати минут. Бедный, но самоуверенный Дэниэл Плэйнвью ищет то, что должно дать ему «свободу» — нефть… Фортуна на его стороне, и уже через несколько лет он из обычного «любителя» превращается в профи своего дела. Дела идут как надо, сделки заключаются, верный друг рядом, сын тоже. И все бы хорошо, но в один «прекрасный» день к нему приезжает юноша, который говорит, что там, где он живет, точно есть месторождение нефти. Риск — дело благородное! Взяв с собой сына, Дэниэл едет на поиски нового нефтехранилища. «Госпожа удача» приводит его к заветной нефти, и обманом он выкупает земли. Жизнь бьет ключом, мани сыплются ручьем, но в один миг все счастье уходит. Из-за несчастного случая сын Дэниэла становиться глухим. Он не знает, как вести себя с ним сейчас, что делать… Поэтому просто отдает в школу для детей с такими отклонениями… Испытания не всегда приходят поодиночке, так в жизни Дэниэла появляется брат, но не надолго, в гневе Дэниэл просто безжалостно убивает его. А потом жизнь сходит с катушек: шикарный дом, принятие веры (хотя Бога для этого человека никогда не существовало!), возвращение сына, нефть, деньги и полная потеря себя, в итоге Дэниэл совершает еще одно убийство.

Я не буду пересказывать подробно весь сюжет, так как это просто невозможно. То, что вы увидите за три часа фильма, надолго останется в вашей памяти, вам надолго запомниться образ Дэниэла Плэйнвью, чья жизнь была без начала, но уже с предвиденным концом. Этот фильм тяжело пересказывать, тяжело передавать словами — это просто надо видеть. Видеть и понимать, что ни одни деньги на свете, не смогут заменить вам: друзей, любовь, детей, уважение, сочувствие, что саморазрушение превращает человека в некое подобие человека, совсем на него не похожее. Да, оболочка вроде бы и человеческая, но внутреннее содержание пропитано только ядом, который наполнен злобой ко всему и вся, ненавистью к близкому человеку и огромной самоуверенностью в том, что жизнью повелевает он один, и никто не может ни помешать, ни возразить.

Такое КИНО (кино с большой буквы) не часто снимают, сегодняшняя киноиндустрия полностью поглощена процессом «утоления жажды» зрителя всевозможными боевиками, триллерами, ужасами, поэтому, когда появляется тяжелое кино — драма, она сразу вызывает некий особый интерес у публики. Именно поэтому «Да будет кровь» — некий «глоток свежего воздуха» для киноманов, ведь в картине есть все. Да, действие фильма разворачивается почти на одном месте, да, в картине только один главный герой (зато какой!), да, картина жестокая, но жестокая она не к людям, а только к одному человеку. Работа оператора просто поразительна, все настолько четко, что кажется, будто видна каждая песчинка, крупные планы выражения лица Дэниэла Плэйнвью не просто радуют, они завораживают… Столько эмоций, и таких разных: то переживаешь, то, через секунду, Дэниэл Плэйнвью уже вызывает отвращение, и все это так ясно и четко, что когда Дэниэл Плэйнвью злиться или наставляет пистолет на вашу голову, то кажется, будто он наставляет его не на какого-то персонажа, а на вас самих. Ощущение просто невообразимое: эмоций много, но собрать их воедино просто невозможно. Нужно отдать должное и костюмерам, которые проделали громадную работу, когда смотришь на все эти костюмы, шляпы, рюкзаки, бляхи, то понимаешь: все настолько идеально вписано и продумано, что кажется, будто лучше уже не придумаешь. Музыкальное сопровождение: ну тут можно сказать только одно: Джонни Гринвуд (Radiohead), ваш первый опыт не оказался «блином», так как музыка потрясающая, она так виртуозно подыгрывает Дэниэлю Плэйнвью, так помогает нам понять его, ведь внутренний мир этого человека хоть и черен, но все же хочется верить, что не все потеряно, что понимание и разум к нему вернутся и он осознает, что вся его жизнь была поиском того, чего он так и не сумел найти. Найти нефть — не трудно, а вот найти гармонию с собой и окружающими дано не многим, Дэниэлю Плэйнвью такой шанс был предоставлен, но он променял его на «черное золото».

Дэниэл Дэй-Льюис. Без этого актера не было и этого кино. Про его харизму я слышала, но никогда не воспринимала его, даже после довольно нашумевших фильмов. Поэтому сначала немного скептически отнеслась, ведь не всем дано удерживать внимание зрителя в течение трех часов… Выбор Пола Андерсона я понимала, так как много слышала интервью, где многие говорили о Дэниэле Дэй-Льюисе как об актере, которые не просто вживается в роль, он просто становиться героем, которого должен сыграть… В одном из интервью Дэниэл Дэй-Льюис сам признался, что пару лет жил именно в «шкуре» своего тезки Дэниэл Плэйнвью. Но ведь многие так говорят, поэтому думала перед просмотром о том, кто бы мог справиться с ролью лучше Дэниэл Дэй-Льюис, и пришла к выводу уже после просмотра: никто, все мои кандидаты на роль Дэниэла Плэйнвью никуда не годятся. Сидеть и смотреть на то великолепие мимики, на этого удивительно акцента — одно удовольствие. Дэниэл Дэй-Льюис не просто справился со своей задачей, он сыграл роль так, как никто более не сможет, он поймал «удачу за хвост» и не отпустил. Он стал Дэниэлом Плэйнвью, человеком, жизнь которого была всего лишь стремлением доказать «глупому» обществу, что он — Дэниэла Плэйнвью — сам выбился «из грязи в князи», но это стремление было всего лишь ширмой, которая скрывает всю алчность, мелочность и одиночество человека, который, не веря ни во что, довел себя до края, откуда только один путь….

«I have a competition in me. I want no one else to succeed. I hate most people». Daniel Plainview.

comments powered by HyperComments