Минивэны — какой выбрать?

В середине 80-х годов прошлого века автомобилестроение обрело нового героя — машину для всей семьи, или мини-вэн. Большинство источников называют первооткрывателем этой формы кузова французскую компанию Renault, выпустившую в 1984 году модель Espace.

У семейного автомобиля многомиллионная армия поклонников. Однако за последние 20 лет автомобильный парк планеты настолько вырос, что большим машинам стало тяжело пробираться по улицам мегаполисов. Потребитель начал искать альтернативу, а автопроизводители поспешили ее предложить. Появился новый тип автомобиля — компактвэн: вместительнее универсала, компактнее и экономичнее мини-вэна. Сегодняшний обзор «Газеты» посвящен достоинствам и недостаткам автомобилей этого типа, представленных на российском рынке.

Renault Grand Scenic

(2,0 л, 136 л.с, АКПП, длина 4,490 метра, цена 32 929 долларов)

Компания-«мама» мини-вэнов, как и следовало ожидать, создавала свой компактвэн с чувством, толком и расстановкой, не забыв придать ему фирменное «аквариумное» остекление. Grand Scenic гораздо прозрачнее конкурентов, и это его плюс.

Салон оснащен массой объемистых бардачков в дверцах, «перчаточный» отсек без труда вмещает большую папку-скоросшиватель формата А4+, а в подлокотнике между передними сиденьями есть даже подсветка и розетка на 12 вольт.

Второй ряд сидений состоит из трех раздельных сегментов. Каждое кресло кажется узким и неудобным, но лишь в визуальном сравнении с передними сиденьями. На деле во втором ряду могут с комфортом расположиться три взрослых пассажира. Тесновато будет только среднему, так как практически вплотную к центральному креслу от подлокотника между передними сиденьями отходит внушительный бардачок, способный вместить пару 2-литровых пластиковых бутылок с напитками. Из-за этого бардачка свести ноги вместе невозможно — таким образом, на центральное место лучше усадить мужчину.

Третий ряд сидений практически ничем не отличает Scenic от автомобилей аналогичной комплектации. Пассажир, садящийся на сиденья, которые находятся сзади, и встающий с них, вынужден проявить гибкость. Взрослому человеку нормальной комплекции будет сложно высидеть на них два часа, зато для ребенка это наилучший вариант. Правда, если задний ряд сидений разложен, в багажном отделении останется место лишь для пары 20-литровых канистр, что неудобно в дальних путешествиях.

Приятно удивил 2-литровый двигатель Grand Scenic. Несмотря на то, что машина немаленькая, а на ее борту пятеро взрослых и ребенок, мотор без труда придает автомобилю хорошую динамику. Отмечен лишь кратковременный провал при необходимости ускориться с 20 до 50 км/ч. Далее двигатель входит в оптимальный режим работы и спокойно разгоняет машину до 150 км/ч. Эту скорость можно назвать максимальной для комфортного управления автомобилем. На более высоких скоростях в салоне становится шумно, а руль теряет чувствительность. Но это не порок для семейного автомобиля.

Подвеска тихая, хорошо держит трассу, на бордюр машина заезжает практически без крена. Бортовой компьютер в плотном городском движении показывал расход топлива в пределах 14 литров на 100 км, а на трассе — около 9 литров. В целом машина экономична: средний расход топлива, по нашим расчетам, составил около 11 литров на сотню километров.

Отдельное спасибо конструкторам Renault за сферическое зеркало для обзора салона, вмонтированное в потолок, и приборную панель. Зеркало позволяет беседовать со спутниками, не отвлекаясь от дороги, и заодно контролировать поведение сидящих сзади детей. А на панели (что характерно для Renault) нет ни одного аналогового прибора со стрелками. Все показания выражаются либо цифрами, либо уровнем световой шкалы. Панель информативна и хорошо видна при любом освещении, не отвлекает на себя внимание в темноте. Вызывает сомнение лишь ремонтопригодность этого внешне сложного устройства. Если в аналоговых приборных панелях возможна замена отдельных элементов, то в данном случае, скорее всего, придется менять панель целиком.

К незначительным минусам автомобиля можно отнести отсутствие подсветки в козырьках над лобовым стеклом и тесное расположение педалей: две педали АКПП можно было бы развести еще на пару сантиметров. Отметим и неуважительное отношение окружающих водителей к ромбу Renault на решетке радиатора: никто не желает уступать дорогу в левом ряду, даже если движется с возмутительной для загородной трассы скоростью 70 км/ч.

Mazda5

(2,0 л, 145 л.с., МКПП-5, длина 4,505 м, цена 28 700 долларов)

Во всех отношениях изящный компактвэн явно выделяется из общей массы. Современный дизайн привлекает к себе уважительное внимание окружающих. Однако, несмотря на ее кажущуюся обтекаемость, машина не отличается выдающимися аэродинамическими свойствами. На скорости свыше 120 км/ч она ощутимо «парусит». Ходовые качества парадоксальны, возможно, из-за настроек подвески или особенностей покрышек. На разных дорожных покрытиях Mazda5, в отличие от конкурентов, ведет себя по-разному: то движется по прямой, как трамвай — не сдвинешь, — то начинает «рыскать». Обладая хорошими динамическими характеристиками (лучшими среди автомобилей, вошедших в данный обзор), машина настраивает водителя на спортивный стиль езды — что странно, учитывая семейные акценты ее рыночного имиджа.

Управлять Mazda5 легко и приятно. Несмотря на ее солидные габариты, к ней легко привыкаешь и не испытываешь сложностей с парковкой. Внушительные боковые зеркала заднего вида позволяют хорошо ориентироваться при езде задним ходом. Жаль только, что у зеркал нет функции автоматического складывания.

Конструкция семиместного салона продумана до сантиметра. Даже подлокотник между передними сиденьями ради комфорта пассажиров усох настолько, что превратился в недоразвитый придаток спинки водительского сиденья.

Задние двери — сдвижной конструкции, имеют абсолютно плоскую обивку и лишены каких-либо выступов и подлокотников. Это несколько расширяет пространство для пассажиров второго ряда сидений, но вольготно там не развалишься.

В салоне нет пепельниц, и правильно: незачем искушать курильщиков, когда в машине дети.

Два недостатка Mazda5 в некоторых ситуациях мешают водителю управлять машиной. При движении в полной темноте (на загородной трассе без придорожных светильников) чересчур яркое табло автомагнитолы отвлекает внимание. После получаса пути хочется заклеить его пластырем.

О втором недостатке водитель узнает, когда начинается моросящий дождь. Автоматический режим «дворников», управляемых не очень чувствительным датчиком дождя, иногда допускает практически полную потерю видимости. Поскольку автоматический режим альтернативен периодическому (когда движение щеток происходит через определенные периоды времени), приходится даже при мелком моросящем дожде настраивать «дворники» на постоянную работу.

Ford Focus C-MAX

(2,0 л, 145 л.с., АКПП, длина — 4,333 м, цена — 28 078 долларов)

Очень противоречивый автомобиль. Когда он стоит отдельно, кажется, что это полноразмерный мини-вэн, но стоит ему припарковаться где-нибудь во дворе, рядом с парой десятков других машин, понимаешь, что C-MAX не так уж велик. Можно сказать, он компактен. Габаритами не выделяется среди «Москвичей» и «Жигулей», только ростом их выше. Мы визуально сравнили C-MAX с Ford Focus в кузове универсал: оказалось, что преимущество C-MAX все в том же — в росте. Среди автомобилей нашего обзора этот — самый короткий: VW Touran на 6 см длиннее его, а Mazda5 — на 17. C-MAX — универсал для тех потребителей, которые готовы приплатить за более высокую посадку и просторный салон. Конечно, в городском потоке очень удобно высоко сидеть, далеко глядеть, но на трассе эти преимущества сглаживаются.

Салон C-MAX порадовал нас значительно больше, чем его экстерьер. Все здесь выдержано в черных тонах с примесью матового хрома. Сиденья обтянуты черной кожей, которая, несмотря на достаточно большой пробег авто, сохранилась практически в первозданном виде и не покрылась морщинками, что случается с сиденьями некоторых машин, видимо, из-за зимних перепадов температур. Складывается впечатление, что авторы C-MAX не старались сконструировать именно компактвэн, а просто сделали самую шикарную и просторную версию модели Focus. Кстати, это единственный автомобиль нашего обзора, в багажный отсек которого не устанавливаются дополнительные сиденья.

Торпедо изготовлено из качественного пластика, приятно поддающегося нажатию пальца. В отличие от безымянной автомагнитолы из нашего Ford Maverick, центральную консоль здесь венчает «музыкальный центр» от Sony с множеством кнопок. Однако этот Sony не порадовал четкостью табло: изображение на нем кажется размытым и оттого плохо читаемым. Зато звук на должном уровне. Его вполне хватает для неискушенного «хайэндом» автомобилиста.

Нам очень понравилось сферическое зеркало, открывающееся нажатием на панель над зеркалом заднего вида. Функция недорогая, но очень удобная: глядя в зеркало, водитель видит всех сидящих в салоне, и ему не обязательно оглядываться на собеседника, теряя визуальный контакт с дорогой. Если же на заднем сиденье ребенок, зеркало просто неоценимо, так как позволяет контролировать дитя на всем протяжении поездки. Рычаг АКПП у C-MAX, как и практически у всех автомобилей подобной компоновки, размещен на «бороде» центральной консоли. Не сказать, что при таком расположении рычага водить машину удобнее, чем при классическом (на полу), но для автомобиля, в котором водитель сидит вертикально, а не откинувшись на сиденье, это расположение оправданно.

Восхищаться точностью настроек управления автомобилем модели Focus — давно уже банальность. Инженеры Ford создали весьма удачную конструкцию, в которой ходовая часть «дружит» с рулевым управлением.

Странное впечатление произвел тандем АКПП и 2-литрового двигателя. Динамика автомобиля совершенно не указывала на то, что под капотом 145 л.с. Возможно, в этом был виноват включенный кондиционер, почему-то съедавший как минимум треть мощности, а возможно, существовали проблемы с электронным управлением двигателя. Аналогичный по комплектации Focus универсал разгоняется значительно быстрее.

Volkswagen Touran

(1,6 л FSI, 115 л.с., МКПП-6, длина — 4,391 м, цена — 31 175 долларов)

Первый компактный однообъемник концерна Volkswagen построен на платформе VW Golf пятого поколения. По габаритам Touran сходен с универсалом Golf Variant, только компактвэн немного уже. Зато заметно выше, и в результате создается ощущение, что автомобиль просторный. На самом деле машина не выделяется среди одноклассников объемом салона, а на третьем ряду сидений можно сидеть, лишь если первые два сдвинуть вперед настолько, что преимуществ в комфорте не останется ни у кого из пассажиров.

Очевидно, главная задача, которую ставили перед собой конструкторы Touran, заключалась в том, чтобы создать автомобиль, который никогда не наскучит своему хозяину. Эдакий мобильный телефон со сменными корпусами и массой экранных заставок. По сведениям компании-производителя, салон компактвэна от Volkswagen имеет 500 вариантов трансформации и 39 мест для хранения мелких вещей (бардачков). Так что в течение полутора лет в машине можно ежедневно что-то менять. Хотя, с точки зрения большинства людей, у автомобиля, тем более у компактвэна, только одно назначение — перевозить людей и грузы из одной точки пространства в другую. Поэтому можно с уверенностью прогнозировать, что инструкция к авто с перечислением всех возможных трансформаций его салона не станет настольной книгой владельца Touran. Вдобавок по-настоящему полезных конфигураций здесь всего три: классическая 5-местная, 7-местная и походный вариант, когда салон превращается в спальню.

Пожалуй, среди автомобилей нашего обзора Touran обладает самой скромной внешностью. Это и понятно. Немцы относятся к дизайнерским изыскам с традиционной осторожностью — наверное, боятся, что покупатель не опознает свою любимую марку и купит другой автомобиль.

Интерьер под стать экстерьеру: ничего лишнего в плане дизайна, зато немецкой практичности в избытке — садишься за руль и узнаешь стиль VW. Приборная панель и консоль с климат- и аудиосистемой напоминают сразу весь модельный ряд Volkswagen и Skoda. Приборы информативны и хорошо заметны, а вот управление магнитолой вызывает трудности из-за не слишком понятного интерфейса.

«Газетой» тестировался вариант со 115-сильным бензиновым мотором FSI объемом 1,6 л и 6-ступенчатой МКПП. Для семейного автомобиля такого мотора, безусловно, маловато. Он, конечно, старается, тянет, но когда в машине пятеро взрослых, чувствуется, как двигателю тяжело. А на трассе мотор спасает шестая передача: на пятой ездить быстрее 130 км/ч неприятно — двигатель завывает на высоких оборотах, что не способствует комфорту.

У Touran в описанной комплектации обнаружилось одно неоспоримое преимущество перед другими автомобилями обзора: он оказался самым экономичным. Полного бака машине хватило на пять рабочих дней с заездами в магазины и по непредвиденным делам плюс поездкой на дачу и обратно (около 300 км). Подвеска порадовала умеренной жесткостью. Ее достаточно, чтобы машина хорошо держала виражи, и в то же время не чувствуешь сотрясения позвоночника при переезде трамвайной линии.

Подводим итоги

С уменьшением размера кузова и объема мотора компактвэны практически не стали дешевле своих более габаритных братьев мини-вэнов — Renault Espace, Mazda MPV, Ford Galaxy, VW Sharan. Если выбирать автомобиль, руководствуясь правилом «максимум за определенную сумму», мини-вэн окажется более выгодным приобретением. Зато компактвэн за те же деньги предлагает экономию на топливе — порядка 3 л на 100 км пробега (около 55 рублей в денежном эквиваленте) — и более комфортную езду по перегруженным городским улицам. С другой стороны, размеры только плохому водителю мешают, а вот против экономии средств с учетом прогнозируемого роста цен на топливо аргументов не найти.

comments powered by HyperComments