Майкл Клейтон

Чего ждать от сценариста, решившего сменить амплуа? Тут можно ждать много, сценарист – это, пожалуй, то без чего не может обойтись ни одна кинематографическая корпорация. И все это хорошо поняли, когда совсем не давно в Америке разгорелись нешуточные страсти из-за забастовок сценаристов. В этот период пострадали многие кинофильмы, сериалы, съемки которых пришлось приостановить на неопределенное время. И вот только перед вручением наград кинопремии «Оскар» страсти немногого утихли, но надолго ли? Да, они добились того, ради чего все это затеяли, но… Время покажет, что будет далее. А пока бушевали страсти, сценарист Тони Гилрой решил, что ему пора уже сесть в режиссерское кресло. Опыта хватает, пора на деле всем показать, что помимо хорошего сценариста, он может быть и неплохим режиссером, если учесть, то что дебютное кино Тони Гилроя довольно успешно стартовало, а за ним последовала и куча наград. В итоге фильм «Майкл Клейтон», режиссером и сценаристом которого был Тони Гилрой, был выдвинут на самую престижную кинонаграду «Оскар» в номинации: «Лучший фильм». Что ж, до наших экранов кино, видимо, не дойдет, поэтому ищем другие способы для просмотра, и находим!

Имя Тони Гилроя нашему зрителю знакомо по таким кинофильмам как: «Адвокат дьявола», все три серии «Борна». И вот Гилрой, от которого ждали, наверное, чего-то типа боевика или триллера, выпустил разговорный триллер, который был популярен в 70-х – 80-х г.г. Такое кино сейчас не просто редкость, такого кино вообще почти нет на экранах, так сегодняшний зритель привык к тому, что в политическом триллере чем меньше слов и больше действия, тем лучше. Именно поэтому Гилрой пошел на риск, сняв разговорный триллер, а не очередное кино, в котором кроме насилия, драк и погонь ничего нет! Риск сам по себе не прост, а когда это связано с кино, да еще и с дебютным кино –здесь вообще все очень напряженно, ведь не знаешь, чем все закончиться. Но, по-видимому, для Гилроя все только началось. Риск оправдал себя!

«Оскар» — награда, которая в последнее время все время лавирует между политизированными кино и, как бы так помягче выразиться «чисто американским кино». Тот год был у нас более политизированным, этот — «чисто американский». Номинанты на звание «лучшего кино» все как один связаны с Америкой, с американцами, их мечтами, их разочарованиями, их победами, их интригами. Ну, что ж, фильм Тони Гилроя «Майкл Клейтон» из этой серии, здесь интриги, борьба за власть, за деньги, за сумасшедшие деньги.

Сюжет у фильма прост, даже слишком, все становится понятно уже минуте к тридцатой, остается только ждать, как же «лягут карты» в конце. Майкл Клейтон, подсевший на игру в карты, очередной вечер проводит играя. По окончанию игры, с ним связывается его босс, который просит уладить одно дело, связанное их самым «лучшим» клиентом. Майкл, как ни в чем не бывало, едет к этому бедолаге, выслушав его и сказав ровным тоном «я не чудотворец, я простой уборщик», он уходит. Проезжая мимо поля, он замечает трех красивых лошадей, выходит из машины, и тут раздается взрыв, потом другой… А потом действие кино переносит нас на четыре дня назад… В эти четыре дня Майклу будет не сладко, помимо своих основных забот, на него навалится еще и целая куча проблем: брат алкоголик бросил все и сбежал, оставив на Майкла свой огромный долг, лучший друг, он же лучший адвокат в одной мегаорганизации, спятил окончательно, да и появилась некая Карен Кроудер, не такая простая, как кажется. Все это наваливается на него, но постепенно Майкл расставит все точки над «i», он покарает виновных, а точнее виновницу всего, поймет, что его друг не спятил, а просто нашел доказательства того, что корпорация, на которую он работал и которая отняла у него шесть лет жизни, просто использовала его для того, что бы вылезти из той «канавы», в которую она попала из-за своих же махинаций!

Что ж, у Тони Гилроя получилось кино, которое, по все видимости, должно было претендовать на некую «умность», на некую «разоблачительность». Если это так, то, увы, ничего не вышло. Нет, кино довольно любопытное, и снято оно вполне привычно, и то, что монологов в этом кино много, тоже плюс, но… Есть одно но, и это но намного существеннее, чем все плюсы данного кинофильма. Сразу скажу — операторская работа тут на высоте, все очень четко показано: от заднего плана до крупного плана, от взрыва машины, до взрыва эмоций в конце фильма. А теперь приступим к «но…». Так как это разговорный триллер, разговоров и вправду много, но есть то, что делает это кино недосказанным и непонятным! Если о Майкле Клейтоне нам хоть как — то рассказали, хоть как-то раскрыли этого героя, то главную героиню попросту забыли. Да, это кино о неком «чистильщике», который занят немного другой работой, нежели адвокат, он собирает информацию, он расставляет все по своим местам. Но это ведь не кино одного актера, одной роли, здесь есть еще один довольно интересный и харизматичный персонаж, о котором хотелось бы узнать поподробнее, но, увы. Итак, Карен Кроудер – женщина, которая поднялась довольно высоко по карьерной лестнице, но, по-видимому, на этом останавливаться никак не хочет. Начинавшая с нуля, она стала «правой рукой» главы компании, которая проходит по делу химических загрязнений, причем это дело может разорить их компанию. Вот тут начинается то, из-за чего становятся непонятны мотивы Карен. Почему эта женщина готова пойти «по головам» лишь бы добиться своего? Деньги? Не думаю, у нее их и так достаточно. Власть тут тоже как-то не к месту. Амбиции — это единственное, что пришло на ум. Видимо именно это ей было нужно — доказать всем и вся, что она – женщина — может лучше справиться с этой работой нежели мужчина. Ее персонаж так и остался загадкой, режиссер не удосужился прописать сюжетную линию Карен Кроудер, из-за этого картина получилось скомканной и не совсем понятной. «Женская душа — потемки», руководствуюсь, по-видимому, этой поговоркой создатели фильма решили, что аудитория у фильма будет женская, а так как «милашка» Клуни до сих пор сводит с ума многих дам, то остальные персонажи можно оставить за кадром, а жаль! Ведь именно персонаж Карен Кроудер в этом фильме ключевой, ведь именно она руководила «гориллами», которые в свою очередь выполняли всю «черную работу». Вот этот минус не дает зрителю полностью почувствовать все коварство, хитрость, алчность этой героини, именно поэтому кино потерялось и стало на одно полку со всеми подобными фильмами. Просто его невозможно выделить, невозможно сказать, что фильм хорош, нет, он средненький, но до планки отлично ему не хватает только одного — сюжетной линии других актеров.

Что касается актерской игры, то тут все как надо, красавчик Клуни выглядит не как «мачо», а как настоящий мужчина, в жизнь которого одна за другой врываются неприятности. Тильда Свитон, получившая «Оскар» в номинации «лучшая актриса», оправдывает своего «Оскара» на все сто. Ее персонаж, хоть и остался нераскрытым, но только одно ее выражение лица – и сразу понятно, что ее Карен не перед чем не остановиться, она пойдет до конца, хоть и боится расплаты за содеянное! После просмотра остается один вопрос: правду можно купить? А на него Вам придется ответить самим, герой Клуни для себя все решил, и вам придется решить, что лучше — десять миллионов долларов или чистая совесть?

comments powered by HyperComments