Конфликтный треугольник: родители, дети и… школа

1 сентября отмечается Международный День знаний. Традиционно накануне (либо в этот же день) проходят праздничные линейки, на которых собираются все представители пресловутого треугольника. Какие конфликты нам могут грозить в течение учебного года, и как можно минимизировать последствия этого негатива?

  • Завышенные ожидания родителей (и детей)

    Одной из самых больших и серьёзных проблем, из которых вырастают сотни более мелких, являются завышенные ожидания родителей от школы. Предполагать, что учитель будет уделять особое внимание одному из тридцати, а то и сорока учеников в классе, учитывать его пожелания и особенности – по меньшей мере, странно.

    Ребёнок может ожидать такого отношения, в особенности, если не ходил в детский сад или группа была малочисленной, но родитель должен чётко осознавать, что возможностей для индивидуального подхода к каждому ребёнку в обычной школе нет и быть не может.

  • Финансовые претензии со стороны школы

    Конечно, наше образование самое бесплатное, но и детский сад, и школа обходятся родителям в достаточно солидные деньги. Как правило, изначально требования к родителям не слишком высоки и измеряются не деньгами, а, например, необходимостью каких-то покупок для школы, проведения ремонта и т.д.

    Разрешить эту проблему можно несколькими путями. Если вы обладаете определённым количеством свободного времени, включитесь в работу попечительского совета школы/класса – вполне может быть, что вам удастся так организовать работу, что денежные затраты будут сведены к минимуму. Если времени нет и готовности выплачивать постоянные поборы тоже, то можно либо пойти войной на школу (например, начать переписку с районным отделом образования или сразу брать выше), либо пытаться игнорировать эти требования. В обоих случаях заложником ситуации остаётся ваш ребёнок.

  • Неготовность детей к самостоятельной работе

    Совершенно очевидно, что современная школа предъявляет к детям завышенные, и зачастую совершенно не соответствующие возрастным возможностям требования. Однако случается ей апеллировать и к тому потенциалу ребёнка, который должен по идее уже быть наработан в дошкольном возрасте. И, в частности, это касается способности к выполнению самостоятельных заданий.

    Однако многие дети такого опыта не имеют. И здесь помощь может оказать либо родитель (и это оптимальный вариант), либо тьютор, то есть, человек, который помогает ребёнку с выполнением школьных обязанностей. Для младшей школы нехарактерно привлечение репетиторов, а вот в роли тьютора может выступить студент или студентка, старший ребёнок этой же семьи или соседский.

    От родителей требуется способность признать проблему и мотивировать ребёнка на самосовершенствование. Если ребёнок не в состоянии занять себя самостоятельно, кроме как с помощью телевизора или гаджетов, проблемы в этом направлении будут, и очень серьёзные. И дело даже не в выполнении домашних заданий – многие из них ребёнок легко скачает из интернета, а в неспособности обходиться без электронных «костылей» в виде гаджетов.

  • Неуважение участников процесса друг к другу

    Образовательный процесс – задача многолетняя и весьма сложная. Поэтому одним из самых ценных (и, скажем так, редкоземельных) элементов в этой химической реакции является взаимное уважение.

    Уважение учителя к ученикам и родителям. Уважение родителей к учителю и собственным детям. Уважения детей к родителям и учителям. Не признание силы и главенства по возрасту. Не подчинение или готовности перетерпеть, щедро приправленного равнодушием. Уважения. Замешанного на понимании, что перед всеми тремя сторонами стоит одна, вполне достижимая, хотя и сложная задача – успешно преодолеть определённый образовательный процесс.

    Цель при этом у каждого своя. Кому-то важны медали, олимпиады и вообще красный диплом, кому-то – в перспективе результаты ЦТ, а кому-то – умение учиться.

Предстоящие девять месяцев во многих семьях будут обременены включением в семейную систему «третьего лишнего» – школы. Но ведь мы, взрослые, вполне можем минимизировать проблемы, связанные с этим «третьим лишним» для наших детей и нашей семьи в целом.

Катерина Сидорук

comments powered by HyperComments