Коляды, или Три праздника в одном

Коляды или Святки, как называют этот период белорусы, продолжаются с праздника Рождества Христова, празднуемого по григорианскому календарю (разг. – католического), и заканчиваются Рождеством же, празднуемым по юлианскому календарю (разг. – православного).

В обрядовом круге белорусов Коляды были наиболее важным периодом. И объяснению этому простое – ведь тёмные ночи разгара зимы, самая длинная ночь и самые короткие дни определяли успешность всего предстоящего года. Время зимы – время ритуальной смерти природы – будучи успешно преодолённым, давало хороший старт на новый сезон.

  • Три кутьи

    Три главных этапа Колядных праздников – это три кутьи (с ударением на последний слог). Впоследствии эти этапы были приурочены к христианским вехам – кануну Рождества (24 декабря), Дню Святой Семьи (1 января) и Крещению (7 января). Правда, сегодняшние попытки приурочить их к этим праздникам в григорианском и юлианском летоисчислении по меньшей мере смешны, как смешно любое бездумное смешение языческих и христианских традиций.

    Первая кутья называлась Великой или Голодной, вторая – Щедрой или Богатой (Богач – другое название этого праздника), третья – Голодной или Водопостной,а позднее – Крещенской.

  • Главное блюдо на Коляды

    glavnoe-bliudo-na-koliady

    Поскольку Коляды – самый значимый период года, то и готовилось здесь обязательное блюдо, сопровождавшее белоруса на всех этапах его жизни – кутья. Ячменная или пшеничная каша из целых, дроблёных или толчёных зёрен приготовлялась на крестины, на свадьбу, во время поминок. Причём в любом случае кутья приготовлялась только из тех продуктов, которые были припасены именно в этом доме. Принести из другого дома (попросить или купить) было нельзя.

    Блюдо это считалось сакральным, а потому его было запрещено пробовать в процессе приготовления. Хозяйка дома должна была подготовить определённое количество (!) зёрен, промыть их, положить в специальный, «праздничный» горшок и поставить в печь (разумеется, в зависимости от повода приготовления, кашу начиняли разными добавками). Причём сделать это надлежало так, чтобы блюдо было готово до захода солнца. По приготовленной кутье предсказывали предстоящий год: если крупа хорошо разваривалась и выпирала из горшка, будущий год считали богатым.

  • Кутья на столе

    kut-ia-na-stole

    Как приготовление праздничной кутьи было наделено сакральными смыслами, так и употребление. За столом собиралась вся семья, и глава семьи откладывал первую ложку каши в отдельную миску – для предков. Считалось, что во время праздничных семейных трапез на них присутствуют и все предки этого рода.

    Помимо собственно кутьи приготовлялись также и другие блюда, начиная с овсяного киселя, блинов, мёда и других лакомств и заканчивая рыбой, мясом , колбасами и пр. (разумеется, на Богатую кутью), грибами.

    Кстати, количество блюд на столе должно было быть нечётным. Традиция эта сохранилась и до сегодняшнего дня, и объясняется она достаточно просто – нечётные числа символически означали молодую семью (мама, папа и первый ребёнок), главное пожелание для которой – плодородие. Причём в первую очередь в смысле рождения новых детей, и во вторую – в смысле материального достатка.

Катерина Сидорук

comments powered by HyperComments