Иван Купала, или Всё, что туристу нужно знать о белорусском христианстве

В большинстве путеводителей белорусов называют христианами с тысячелетней историей. Формально это так, на самом же деле, мягко говоря, не совсем. Языческие традиции на наших землях, проистекающие из многовековой религиозной толерантности (здесь проживали представители самых разных верований, и последние вовсе не мешали успешному общению и торговле), оказались куда более прочными, чем стремление христианских миссионеров убедить в правдивости веры в единого Бога.

Купалье

Одним из важнейших праздников для язычников белорусских земель (ранее эти земли назывались Литвой, а нынешняя Литва – Жмудью) было Купалье. Праздник летнего солнцестояния, торжество солярного культа во всех его проявлениях, гармония четырёх стихий – вот чем было и остаётся для белорусов Купалье, день и ночь, посвящённые языческому божеству, КупАле.

Праздник этот сопровождался сотнями обрядов и поверий: в этот день собирали травы (которые впоследствии использовались как лекарства), плели венки и пускали по реке, жгли костры и прыгали через них, искали в лесах папоротник, который, согласно поверью, цветёт в эту ночь…

Попытки христианских миссионеров приравнять Купалье к своего рода Хэлоуину, дню (и ночи), когда все демоны преисподней выходят на землю, проваливались раз за разом. И было решено приурочить к этому торжеству воспоминание о христианском святом – Иоанне Крестителе.

Иван Купала

Каноническое название праздника – Иоанна (или Яна, Ивана) Крестителя – в народе не прижилось. Для того, чтобы понимать, о каком именно дне речь, использовали оба названия. Так в обозначении праздника соединились имя христианского святого и языческого божества. А сам праздник, начинаясь торжественным богослужением в католическом или православном храме, продолжался всю ночь на массовых гуляниях.

К слову, в народе, где купальские обычаи ещё сохранились в своём естественном виде (формальные празднования Купалы сейчас организуются властями, централизованно), до сих пор с особым трепетом относятся к детям, зачатым в эту ночь. Их называли лишь двумя именами – Яны (Иваны) и Марьи (Марии), а отношение к их матерям (как правило, незамужним девушкам) было куда как благожелательнее, нежели к девицам, которые забеременели в другие периоды.

Впрочем, дальше ещё интереснее. Сегодня праздник Ивана Купалы нередко отмечают (как и многие религиозные праздники) «по католическому календарю» и «по православному календарю». И то сказать, если Рождество (или КалЯды) можно праздновать трижды (25 декабря, 1 января и 7 января), то почему Купалье нельзя? Раз уж формально нет привязки к летнему/зимнему солнцестоянию…

comments powered by HyperComments