Два мифа о Беларуси, которые мешают туристам

Для того, чтобы найти общий язык с жителями Беларуси, нужно совсем немного: избавиться от мифов, созданных идеологами предыдущих эпох относительно этих земель. И вы откроете для себя фантастически гостеприимную Беларусь.

Белорусы – испокон веков православные

В Беларуси сегодня проживает большое количество людей, которые идентифицируют себя с православной конфессией христианской церкви. Однако обусловлено это было сравнительно недавними событиями – длительное пребывание под властью Российской империи после разделов Речи Посполитой, а после – почти 70-летний опыт атеистической власти. В результате наибольшее количество прихожан с 1990-х годов сумела привлечь именно Православная церковь, а государственная поддержка (в том числе, финансовая) помогает этой конфессии в строительстве новых и новых храмов и просветительских центров.

Исторически же первое крещение Руси, тысячелетие которого мы недавно отмечали, означало привлечение (к слову, насильственное) к христианству, ещё до раздела его на две основные конфессии (католиков и православных). А впоследствии численное преимущество той или иной конфессии (к слову, их здесь было куда более, чем две) определялось скорее территориально.

На территории Беларуси действовали и действуют католическая и православная церковь, причём первая представлена двумя обрядами (латинским и византийским), здесь довольно много иудеев и мусульман, а вплоть до XVI-XVIII века почти легально существовали и места поклонения языческим божествам. И всё это разноверие совершенно спокойно и уважительно друг к другу сосуществовало рядом, в том числе – в рамках одних и тех же семей.

Что до национальной религии белорусов, то к таковой можно отнести разве что язычество – и сегодня религиозная обрядовость белорусов разных конфессий щедро сдобрена языческими представлениями и даже отдельными элементами древних обрядов. Впрочем, в XVII-XVIII веках абсолютное большинство белорусов (более 90 процентов) принадлежали к Католической церкви (в 1596 году была заключена Брестская уния, в результате которой православная и католическая конфессии на белорусских землях объединились в единое образование, признающее духовную власть Рима – греко-католическую церковь).

Белорусская национальная культура исчерпывается «Лявонихай», а кулинария – драниками

Этот миф, к сожалению, поддерживается даже людьми, многие годы живущими на территории Беларуси, но не являющимися её уроженцами. Причина его живучести – в тотальном невежестве, однако для туриста продуктивнее представлять себе историю страны во всём её многообразии. Хотя бы условно понимать, что белорусы были не только представителями крестьянского сословия, которыми правили соседи с запада или востока. Потому что миф, «православный – значит, русский, католик – значит, поляк», который и сегодня зачастую вспоминают как некую давно усвоенную истину, остаётся всего лишь мифом.

Попытки восстановления исторической памяти народа, значительно приглушённой многолетней оккупацией и идеологическими обработками разной степени интенсивности, как правило, касались именно крестьянской культуры как наиболее нейтральной. Крестьян не интересовали вопросы национальной самоидентификации, а также политики. Возрождения культуры мещанства, не говоря уже о шляхте и магнатах, неизбежно привело бы к крушению целой вереницы других мифов – про якобы отсутствие культуры и языка у белорусов, про якобы отсутствие национальной государственности…

Избавление от подобных мифов о стране и её жителях позволяет освободиться от власти стереотипов, и даже уже знакомую страну увидеть как не просто «синеокую Беларусь», а как землю с многовековой историей и богатой культурой.

comments powered by HyperComments