Чип-тюнинг

Термин «чип-тюнинг» (изменение программы управления двигателем) появился вместе с электронным управлением впрыска двигателя. Настройка мотора на новый характер подкупает простотой: записал в микросхему новую программу — и все. И никакого колдовства с трамблером и карбюратором! Но вносить изменения в программу непростое дело.

Этим занимаются специалисты, знающие все о процессе сгорания, наполнения цилиндров, опережения зажигания и т.д. А таких мастеров по пальцам можно пересчитать.

Откуда берется лишняя мощность при тюнинге? Дело в том, что стандартная программа сделана с упором на экономичность и экологичность. А тут – работу мотора меняют, увеличивая топливоподачу. Экономичность и экология, конечно же, страдают. Чего не может допустить производитель. Но могут частники.

тюнинг можно условно разделить на три уровня. Первый – легкий. Снимаем с автомобиля контроллер, на программаторе записываем в него новую программу. Так поступают с контроллерами типа «Январь» 5-й серии. На контроллере Bosch надо вскрыть крышку блока и вынуть микросхему. А вместо нее вставить другую, но с новой программой. Стоимость переделки – от 600 до 1000 руб. Так поступают как на 8-, так и на 16-клапанных двигателях без каталитического нейтрализатора и датчика кислорода.

Переделка автомобиля с нейтрализатором обойдется дороже примерно на 350–450 руб., придется менять глушитель с каталитическим нейтрализатором на обычный. Можно сэкономить лишь на выпускной трубе, выбить из нее начинку. Правда, пустой нейтрализатор будет резонировать на переходных режимах двигателя. Датчик кислорода остается в приемной трубе в роли заглушки – теперь он не работает. Заменой программы можно добиться увеличения мощности на 3–4%. Расход топлива вырастет приблизительно на 0,5–1 л, а в предельных случаях – 1,5–2 л.

Второй уровень – углубленный. Кроме замены микросхемы устанавливают распредвал с измененными фазами и большим радиусом кулачка. Вариантов комплектации много, каждому валу нужна своя программа. Производством валов занимаются несколько фирм. В комплекте с валом имеет смысл купить и разрезную шестерню привода ГРМ – ведь кроме фаз ГРМ потребуется еще отрегулировать ход толкателя клапана по индикатору. Работы по установке распредвала и замене программы обойдутся в 5600–6200 руб., а на 16-клапанном моторе – в 11 000 руб. Заменой валов можно добиться увеличения мощности на 8–10%. При этом расход топлива растет до 10 л на сотню.

Третий уровень – глубокий. В двигателе меняют коленвал, поршни, шатуны, дорабатывают головку блока. Рабочий объем увеличивается до 1,6 л. Стоимость работ – от 18 000 до 27 000 руб. А если поставить более высокий блок, то рабочий объем можно увеличить до 1,8 л.

Где же брать программы? Можно из Интернета. Если версия бесплатная, вероятность получить хорошую мала. Если за деньги (от 10 до 30 у.е.), продавец даст гарантию. Можно найти программу в автосервисе, магазине или на рынке. Лучший вариант – автосервис, где все покажут, объяснят и установят программу с гарантией. Мы купили один контроллер для «десятки» с 16-клапанным двигателем. В магазине побоялись (не нажить бы проблем с обменом блока). Дело в том, что для возврата продавцы требуют справку из автосервиса о неисправности блока. А пойди докажи, что он неисправен, если мотор пускается?

comments powered by HyperComments