Белорусские коляды: традиции и смыслы

Современная Беларусь считается страной с глубокими христианскими традициями. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что многие смыслы зимних праздников на самом деле имеют куда более давнее происхождение.

Почему Коляды?

Ну, во-первых, само название – Коляды. Коляда (с ударением на последний слог) – это языческое божество, «ответственное» то ли за зиму в целом, то ли за преодоление периода самых длинных ночей как времени, когда мир мёртвых вплотную соприкасается с миром живых.

Одной из наиболее древних колядных традиций, сохранившихся и до сегодняшнего дня, является колядовАние. Группа людей (колядОвщиков) переодевались в знаковых тотемных животных – козу, медведя и пр. – и отправлялась по домам, желать хозяевам здоровья и благополучия. Позднее, с распространением христианства, колядование получило дополнительный смысл – прославление Новорождённого Спасителя, а в числе атрибутов колядовщиков появилась Звезда (напоминание о звезде в Вифлееме).

Кстати, сегодня слово «коляды» всё чаще пытаются связать с античным «колЕнды», как называли первый день месяца, первый день года. У наших западных соседей Коляда уже несколько веков имеет сугубо христианский окрас, у белорусов же – скорее магически-языческий.

Семейная трапеза

semeinaia-trapeza

Традиционная семейная трапеза на Коляды (т.е., 25 декабря, когда начинается этот период) была наполнена смыслами объединения семьи и рода, а также поминания предков. Фактически, по представлениям древних белорусов, за колядным столом собирались и живые представители рода, и умершие, причём последние как будто напоминали о необходимости сохранения и поддержания родовых связей, ибо они – защищают. От злых духов и недобрых людей, от неблагополучия и голода, и от всех прочих бед и напастей.

Кроме того, все атрибуты этой трапезы – непременное присутствие на столе завитой «бороды» (последнего пучка колосьев с поля, который срезается с особыми ритуалами и, по уверениям язычников, является убежищем «духа поля»). Этот элемент впоследствии был заменен на сено, в память о яслях, в которые был положен Новорождённый.

Христианская составляющая семейной трапезы – это совместная молитва (смысл которой всё в том же объединении семьи и рода), а также деление оплатками. В дохристианские времена это деление хлебом воплощалось в гостеприимстве. Так, например, считалось нормальным оставить место за столом для путешествующего или нищего, который в этот день (впрочем, как и в любой другой) мог прийти в дом и принять участие в торжественной семейной трапезе.

Катерина Сидорук

comments powered by HyperComments