12

— Хочешь лететь — лети, путь свободен.
Хочешь остаться — оставайся.
Только решай все это сам.
Никто за тебя это не сделает…

Глава первая
Давно это было…

В1957 году на экраны вышел фильм «12 разгневанных мужчин» режиссера-дебютанта Сидни Люмета, этот фильм за все свои полтора часа действия так захватывает зрителя, что все, происходящее на экране становится настолько реальным, возникает ощущение, будто и ты один их присяжных, перед которым стоит вопрос: казнить или помиловать, дать второй шанс или уничтожить жизнь человека. Во время просмотра фильма Люмита казалось, будто в картине совсем нет погрешностей, ни в сценах, ни в кадрах. Каждая реплика каждого героя была составлена так виртуозно, что, слушая кого–то из «12-ти» вы будто видели в их судьбах себя, свое отражение… Но самое, пожалуй, грандиозное – это то, что после финальной сцены Вы так и не знаете, убил ли юноша, или он не виновен… Тут Люмен дал возможность каждому зрителю побывать в «шкуре» присяжных и вынести свой вердикт!

Глава вторая
Сегодняшнее время…

Год 2007, маститый российский режиссер Никита Михалков объявил, что после долгого творческого перерыва он намерен снять римейк знаменито психологического фильма (именно к этой категории я отношу данный фильм) Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин»…. Некоторые отнеслись к этому с сарказмом: «Михалкова на старости лет потянуло на римейки», однако фильм получился достойным…. Да, кино имеет сходство с оригинальным фильмом, но только в том, что здесь тоже есть бедный юноша, и что количество присяжных, решающих его судьбу, тоже равно 12-ти. Все остальное — это совершенно другое кино, кино о русском народе, о его проблемах, о том, что выбор, нужно делать обдуманно, а не «с бухты барахты», и не потому, что кто-то проголосовал «за»…

Для меня творчество Никиты Сергеевича — это «темный лес», так как я не видела ни одного его фильма, а российский кинематограф всегда вызывал у меня только депрессию, а уж после всех сегодняшних нашумевших премьер эта депрессия потихоньку становилась хронической. Нет, ставить крест на российском кинематографе все же будет как-то глупо, так как среди всего этого «мусорного» кино есть и по-настоящему мудрые, добрые, умные фильмы, но их так мало, что теперь каждый выход очередного фильма ждешь с опаской, но и с небольшой надеждой! И когда эта надежда оправдывается, то загорается какой-то внутренний огонек, некая гордость за то, что все же есть таланты, и именно они не дадут упасть русскому кино в пропасть под названием «голливудская попса». Никита Сергеевич для меня совершенно «незнакомый» режиссер, но все же от одного этого имени почему-то бросает в разные стороны: и в восхищение, и в неприязнь… Этот режиссер, если бы хоть немного спрятал свои амбиции, добился бы намного большего того, что сейчас имеет, но, увы.… Как там, в КВНовской шутке: «Если Михалков вновь захочет снять фильм, то он обязательно снимет себя в роли Бога!», и в этой шутке есть огромная доля правды, но я не буду расписывать тут достоинства и недостатки Никиты Сергеевича.

Глава третья
«Для всех и про каждого…»

Наши дни. Школьный спортзал (на первый взгляд, кажется, что это школа уже давно разрушена, но…). Двенадцать человек совсем разных по социальному статусу, по характеру, по роду деятельности идут по школьному коридору. Они ничего не знаю друг о друге, но их связывает одно единственное дело – необходимость вынесения приговора чеченскому парню, которого обвиняют в убийстве своего отчима. Им на первый взгляд все кажется уже решенным, есть доказательства, есть свидетели, и каждый мечтает о том, чтобы все это продлилось минут двадцать, и чтобы все они, наконец- то, были свободны и могли заняться своими делами. Но, их планы нарушает один человек. Один из присяжных сомневается в том, что убийца именно этот юноша… Постепенно, легко, непринужденно Никита Сергеевич раскрывает нам каждого присяжного, он показывает сущность каждого, причем делает это просто восхитительно.

В российском кино, есть небольшое количество по-настоящему талантливых актеров, и походу фильма складывается впечатление, что все они сейчас здесь, в этом фильме, так как лучшего актерского состава, такого слаженного и многогранного, просто не придумать. Каждый актер не просто играл своего присяжного, каждый просто жил жизнью своего персонажа: никакой наигранности, никакой пафосности, все работают так, словно это не кино, не съемки. Присяжные — всего лишь люди, перед которыми стоит одна задача: вынести приговор, решить, виновен или невиновен. Для них судьба чеченского юноши ничего не значит, они все сначала верят в те факты, что они увидели и услышали в зале суда, но по ходу фильма каждый присяжный все же задумается! Задумается не только над тем, виновен парень или нет, а над тем, что же такое его собственная жизнь, и как легко кто-то может вот так, не зная тебя, решить твою судьбу.

Все присяжные очень яркие и колоритные персонажи, каждый из них – личность, но и у каждого спрятан свой «скелет в шкафу»… Их споры, их выводы и доводы в защиту или обвинение юноши постепенно перерастают в противостояние… И когда дело почти заходит в тупик, так как каждый из присяжный не хочет верить тому, что уже очевидно, появляется воробышек… Маленькая птичка, всего лишь птичка, может Михалков и не имел ничего ввиду, когда ввел в кадр воробья, но для меня этот молоденький, но храбрый воробышек – это тот юноша, который, сидя в тюрьме, от холода и голода начал танцевать, танцевать так, как тогда в детстве, когда он еще был ребенком, и хоть мир вокруг был полон опасности, мальчик был счастлив (но счастье так легко убить..).

Никита Сергеевич поставил цель: все в фильме построить на эмоциях, сделать так, чтобы каждый актер действовал эмоционально, и вот это, пожалуй, самая главная черта, отличающая этот фильм от оригинала. Эмоции эмоциями, но здравый смысл куда важнее! Ох, как не хочется сравнивать оригинал с фильмом Михалкова, но все же! Люмит, в отличие от Михалкова, не заострял внимание зрителя на чувствах и сопереживаниях присяжных, он делал это, но делал в малых дозах, его «присяжные» приводили такие доводы, что им было трудно не поверить, а Никита Сергеевич, наоборот, своих «присяжных» сделал очень эмоциональными людьми, он показал их такими, какие они есть, а точнее он показал саму жизнь без прикрас. Он показал, что когда большинство стран стремиться к развитию и к мирному существованию, Росси (и все ближнее зарубежье) все еще топчется на месте, и ничего не изменится, пока каждый из нас не начтет прикладывать хоть какие-то усилия!

Глава четвертая
Присяжный…

Присяжный № 1.
Сергей Маковецкий. Именно его герой засомневался в тех фактах, что присяжные услышали в зале суда. Именно он стал тем, чьи доводы в защиту невиновности юноши заставали пересмотреть свои мнения многих присяжных! Маковецкий не просто хорош, он великолепен, тихий, спокойный, рассудительный, однако в тоже время его что-то постоянно тревожит, от этого его герой становиться еще более достоверным и правдоподобным.

Присяжный № 2.
Никита Михалков, большую часть фильма его герой был в тени, однако именно его речь стала финальной, хотя, для меня его присяжный остался просто тенью…

Присяжный № 3.
Сергей Гармаш, его присяжный, пожалуй, получился самым харизматичным, самым непреступным и самым упрямым, он до последнего не сомневался в том, что этот юноша убийца…. Уж очень реальный получился его таксист…. Браво!

Присяжный № 4.
Валентин Гафт, не знаю как вы, но мне жутко понравился этот старый еврей, который только и знал что повторял: Очень интересно!

Присяжный № 5.
Алексей Петренко, его присяжный был в фильме для того, чтобы зритель мог немного передохнуть, и ему это очень лихо удавалось, особенно этот жуткий акцент….

Присяжный № 6.
Юрий Стоянов, в его игре я не увидела ничего нового, он играл самого себя, человека, который всего добился, имеет кучу денег и поэтому ведет себя так, словно все окружающие его люди, и все…

Присяжный № 7.
Сергей Газаров, ох уж этот грузин, самое наверно неожиданное и самое восхитительное – эпизод, где он выделывает всякие штучки с ножом….

Присяжный № 8.
Михаил Ефремов: «Вы как сюда зашли, сразу свои рожи ржать приготовили. Смеетесь надо всем и везде. Абсолютно над всем. Цунами, землетрясение — ХА-ХА-ХА, полстраны замерзло – ха-ха-ха, милиционер-убийцца — ха-ха-ха, пять миллионов детей беспризорных – ха-ха-ха…» — этим все сказано. Гениально!

Присяжный № 9.
Алексей Горбунов сыграл мужчину средних лет у которого совсем юная девушка, и он с ума сходит от боязни того, что он бедненький ничего не сможет… Типичный мужик в возрасте, со своими «тараканами в голове»….

Присяжный № 10.
Сергей Арцыбашев, ну как бы там ни был, запомнился его герой только одной фразой, и то избитой: «Коммунисты всегда врали. Сверху и до низу, ради привилегий, да и просто по привычке»…

Присяжный № 11.
Виктор Вержбицкий, мало очень мало, но даже за те крохи, что говорил этот талантливый актер, спасибо!

Присяжный № 12.
Роман Мадянов, его персонаж для меня так и остался тайной.

Глава пятая
«Не следует искать здесь правду быта,
Попытайтесь ощутить истину бытия».

Б.Тосья

Михалкову удалось добиться того, что удается не все режиссерам, он собрал двенадцать харизматичных актеров и закрыл их в спортивном зале… Ему удалось удерживать зрителя, хоть все действие фильма и происходило в зале (лишь изредка мы видели того юношу, чья судьба решается), той атмосферой, которая царила в этом спортзале, теми эмоциями актерского состава, и тем, что Михалков не просто решал судьбу одного парня, он решал судьбы всех героев сразу, постепенно меняя их, и их внутренний мир. Действие фильма ни на минутку не останавливается, все время что-то происходит, все время идет длительный диалог присяжных, которые пытаются что-то доказать.… С каждой минутой интрига и интерес к фильму все нарастает и нарастает, но все, что было до финальной сцены уходит в никуда из-за того, что концовка получилась какой-то скомканной, какой-то уж слишком страшной… Но это, пожалуй, единственное, что оставило некое неприятное послевкусие после просмотра, так как все остальное просто на высшем уровне…. Михалков постарался и вложил частичку себя в этот фильм, так как такие шикарные фильмы получаются только тогда, когда у режиссера, сценариста, да и у всей съемочной группы здравая голова и здравый смысл. К операторской работе вообще нет претензий, все находиться именно там, где и должно быть, крупные планы присяжных позволяют прочувствовать зрителю каждого героя, к кому–то проникнуться симпатией, а к кому-то почувствовать какой-то негатив…

Эпилог
«Закон превыше всего, но что делать, когда милосердие становится выше закона?»

Фильм «12» — это кино, которое сразу же после просмотра заставляет задуматься, обернуться и посмотреть на те поступки, что совершил. Это кино о тех, чья жизнь для большинства совершенно ничего не значит, но если есть хотя бы не из этого большинства, то это означает, что мы все еще живы, и наши сердца все еще стучат, а кровь бежит по венам… Это кино о выборе! Выбор мы делаем каждый день, начиная от несложного, и заканчивая самым серьезным, мы все время стоим перед выбором, пойти ли прямо или свернуть, сказать да или нет. Вся наша жизнь – постоянный выбор, и будущее зависит от того, что выберешь сегодня.

comments powered by HyperComments